Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Пускореверсивные системы двигателя Пульты управления энергетических установок теплоходов
Пульты управления энергетических установок теплоходов

В центральном пульте управления теплоходов размещены при­боры контроля примерно для 550 дискретных характеристик тех­нических средств и 100 аналоговых параметров, а также до 250 органов управления. Эти количества постоянно увеличиваются. В связи с этим конструкционное исполнение пультов, их располо­жение и алгоритм работы оператора должны в максимальной степени соответствовать физиологическим возможностям человека, чтобы исключить или свести к минимуму его ошибки. Высокие показатели работы оператора должны быть обеспечены при аварий­ных ситуациях, сопровождаемых обычно дефицитом времени и стрессовым состоянием персонала.

Пульты и их лицевые панели должны четко подразделяться по группам технологически взаимосвязанных технических средств: оборудование энергетических установок, электроэнергетическая установка, судовые и специальные системы. Наиболее ответственные приборы и органы управления размещаются, как правило, в центральной части пульта, а менее важные — на периферийных.

Аварийно-предупредительная сигнализация реализуется в виде световых и звуковых сигналов. Световой сигнал указывает узел, в котором возник отказ; цвет сигнала характеризует значимость ситуации: красный извещает об очень важном событии, требующем немедленного вмешательства оператора, оранжевый — о неис­правностях, реакция на которые может быть несрочной.

В случае возникновения аварийного события загорается соот­ветствующее табло на центральном пульте и включается звуковое устройство. Механик, получив известие о неисправности, опреде­ляет характер последней и нажатием на кнопку выключает звуко­вую сигнализацию и мигание светового табло, которое продолжает гореть ровным светом до устранения причины появления сигнала.

Основным источником ложных сигналов является качка судна на волнении. Для их исключения в соответствующие цепи вводится задержка, устанавливаемая обычно в пределах до 15 с. Сигналы, появление которых хотя и носит временный характер, но не свя­зано с качкой судна, «запоминаются», что позволяет затем выяс­нить их причину.

Лицевые панели центральном пульте управления представляют собой определенную мо­дель объекта управления; дается его условное отображение — мнемосхема, на которой с помощью определенных условных зна­ков с необходимой детализацией отображаются состав объекта управления и связи между его основными частями и с другими элементами энергетических установок.

Мнемосхемы передачи мощности на винт, валогенератора, вспомогательных дизелей, воздушных компрессоров и баллонов

Мнемосхема паровых котлов

При построении лицевой панели пульта большое внимание уделяется вопросам использования стандартных мнемознаков и пространственной связи оператора и пульта, что снижает вероятность ошибки человека в его управляющих действиях. Например, на мнемосхеме в центральном пульте управления (рис. 4.18—4.20) показаны не только основные механизмы, но и предельные значения основных параметров, контролирующих рабочее состояние главного двигателя, редуктора, линии валопровода и других ВМ.