В центральном пульте управления теплоходов размещены приборы контроля примерно для 550 дискретных характеристик технических средств и 100 аналоговых параметров, а также до 250 органов управления.
Эти количества постоянно увеличиваются. В связи с этим конструкционное исполнение пультов, их расположение и алгоритм работы оператора должны в максимальной степени соответствовать физиологическим возможностям человека, чтобы исключить или свести к минимуму его ошибки. Высокие показатели работы оператора должны быть обеспечены при аварийных ситуациях, сопровождаемых обычно дефицитом времени и стрессовым состоянием персонала.
Пульты и их лицевые панели должны четко подразделяться по группам технологически взаимосвязанных технических средств: оборудование энергетических установок, электроэнергетическая установка, судовые и специальные системы. Наиболее ответственные приборы и органы управления размещаются, как правило, в центральной части пульта, а менее важные — на периферийных.
Аварийно-предупредительная сигнализация реализуется в виде световых и звуковых сигналов. Световой сигнал указывает узел, в котором возник отказ; цвет сигнала характеризует значимость ситуации: красный извещает об очень важном событии, требующем немедленного вмешательства оператора, оранжевый — о неисправностях, реакция на которые может быть несрочной.
В случае возникновения аварийного события загорается соответствующее табло на центральном пульте и включается звуковое устройство. Механик, получив известие о неисправности, определяет характер последней и нажатием на кнопку выключает звуковую сигнализацию и мигание светового табло, которое продолжает гореть ровным светом до устранения причины появления сигнала.
Основным источником ложных сигналов является качка судна на волнении. Для их исключения в соответствующие цепи вводится задержка, устанавливаемая обычно в пределах до 15 с. Сигналы, появление которых хотя и носит временный характер, но не связано с качкой судна, «запоминаются», что позволяет затем выяснить их причину.
Лицевые панели центральном пульте управления представляют собой определенную модель объекта управления; дается его условное отображение — мнемосхема, на которой с помощью определенных условных знаков с необходимой детализацией отображаются состав объекта управления и связи между его основными частями и с другими элементами энергетических установок.
При построении лицевой панели пульта большое внимание уделяется вопросам использования стандартных мнемознаков и пространственной связи оператора и пульта, что снижает вероятность ошибки человека в его управляющих действиях. Например, на мнемосхеме в центральном пульте управления (рис. 4.18—4.20) показаны не только основные механизмы, но и предельные значения основных параметров, контролирующих рабочее состояние главного двигателя, редуктора, линии валопровода и других ВМ.
|