На судах зарубежной постройки в последнее время применяются различные системы диагностики.
Рассмотрим основные из них.
Система СЕDС фирмы «Зульцер» (Швейцария) предназначена для диагностирования: ЦПГ, ТА, ТК, ВО. Эта система установлена на дизелях типа 6RND-90 теплохода «Вилли де Страсбург» (Франция). Диагностической системы на базе мини-ЭВМ анализирует текущие параметры дизеля и его ТС. При изменении рабочих диагностических параметров производится анализ тенденций их изменения во времени и устанавливается необходимый срок переборки узла. Поломка детали (узла) предупреждается сигнализацией о достижении предельного значения параметра. Таким образом, каждый раз производятся только те работы, которые необходимы для поддержания характеристик дизеля на оптимальном уровне.
Диагностической системы состоит из трех основных частей: датчиков и преобразователей сигналов, установленных на дизеле или в непосредственной близости к нему; центрального обрабатывающего и регистрирующего устройства, размещенного в центральном пульте управления или в специальном помещении; средств связи человек — машина, находящихся в центральном пульте управления. Сигналы передаются в цифровом виде.
Термическая нагрузка цилиндра измеряется термодатчиками, установленными в крышке цилиндра (2 шт.), верхней части втулки (4 шт.) и в нижней части втулки со стороны выпуска (1 шт.) на глубине около 6 мм от рабочей поверхности. Четыре термодатчика в верхней части втулки позволяют определить несимметричность процесса сгорания, вращение и вибрацию поршневых колец, а также зафиксировать сухое трение, которое отмечает в основном датчик в нижней части втулки.
Работа поршневых колец контролируется двумя дополнительными датчиками, расположенными в верхней части втулки. Эти датчики определяют плотность прилегания колец ко втулке в момент прохождения кольцом места установки датчика и тем самым фиксируют потерю подвижности и поломку колец; при отсутствии кольца в ручье (поломка кольца) величина сигнала падает менее чем на 25 %.
При анализе процесса сгорания характерные точки процесса (рс, рц и др.) сравниваются с усредненными значениями за несколько циклов и с интервалом 30 с полученные данные подаются на печатающее устройство. Предупредительный сигнал в системе вырабатывается не по абсолютной, а по относительной величине параметра, которая сохраняется в памяти ЭВМ, а также на магнитной ленте.
Система СИПВА фирмы «Зульцер» обеспечивает непрерывное измерение и регистрацию величины износа верхнего поршневого кольца дизеля, а также отмечает вращение колец или его отсутствие. Датчики — индуктивные. Верхние поршневые кольца главного двигателя специальной конструкции. Датчики устанавливаются в сквозных сверлениях втулки заподлицо с ее рабочей поверхностью.
Вычислительное устройство по определенным программам оценивает общее ТС дизеля и остаточный ресурс деталей ЦПГ, рекомендует время очередного профилактического обслуживания. диагностической системы может быть соединена со штатными системами управления и регулирования — регулятором «Вудвард», системой регулирования циркуляционной и цилиндровой смазки и принимать участие в общем процессе автоматического регулирования режима работы дизеля, вплоть до аварийной остановки его в случае опасного выхода за норму каких-либо контролируемых параметров, в том числе в системах подготовки топлива и масла, охлаждения и т. п.
Система СС - 10 фирмы «Бурмейстер и Вайн» была установлена на дизеле 5ДКРН 62/140-3 теплохода «Александр Прокофьев». Опытная эксплуатация показала малую ее эффективность и низкую надежность. Диагностической системы диагностируются: турбокомпрессор, топливная аппаратура, цилиндропоршневая группа, воздухоохладители, охладители пресной воды и смазочного масла, насосы, вспомогательные системы главного двигателя.
Система «Дата Тренд» фирмы «Норконтрол» (Норвегия) предназначена для диагностирования дизелей фирмы «Бурмейстер и Вайн», «Зульцер» и MAN. Диагностируются узлы: ЦПГ, ТА, ТК., ВО, охладители пресной воды и смазочного масла, корпус судна (обрастание). Установлена на танкере «Турхольм» (Норвегия) в 1973 г. Для диагностики цилиндра используются датчик температуры,, установленный в крышке; два датчика температуры, установленные в верхней части втулки цилиндра (точка измерения на расстоянии 7 мм от внутренней поверхности); два датчика функционирования поршневых колец; датчик давления сгорания в цилиндре, датчик Рт. ф.
Система DETS фирмы «Норконтрол» (Норвегия) представляет собой измерительный комплекс, дающий информацию о системе впрыска топлива и процесса сгорания в дизеле в виде распечатанных значений параметров и графиков. Система использует два датчика (давления впрыска топлива и давления в цилиндре) пьезоэлектрического типа. Два магнитных датчика дают информацию об угле ПКВ и частоте вращения. Дополнительно устанавливается датчик давления продувочного воздуха. Регистрируются следующие характерные параметры: pi, pc, pz давление расширения в точке 40° после ВМТ, момент максимального давления, град, ПКВ; разность между наибольшим и наименьшим значениями pi в течение пяти ходов поршня. Для зрительной оценки строится диаграмма давления сжатия в зоне ВМТ и кривая давления впрыска.
Система «Силдет - СМ» фирмы АСЕА (Швеция) диагностирует ЦПГ малооборотным дизелем фирм «Зульцер», «Бурмейстер и Вайн», MAN. Система установлена на дизеле 6RD-56 фирмы «Зульцер» теплохода «Профессор Щеголев», на танкерах «Ашхабад», «Туапсе», «Липецк». Система диагностирует ЦПГ малооборотным дизелем фирм «Зульцер», MAN, «Бурмейстер и Вайн» и контролирует следующие параметры: температуру поверхности втулки на глубине 3 мм и температуру стенки втулки на глубине 10 мм; зазор между поршневыми кольцами и цилиндровой втулкой; износ цилиндровой втулки. Датчики давления газов в цилиндре типа «Силдет- 1800», температуры «Силдет Скафф», износа «Силдет Веар». В системе могут использоваться индуктивные датчики плотности прилегания поршневых колец фирмы «Аутроника». Показания выводятся на осциллограф.
Система «Силдет - Мип» фирмы АСЕА (Швеция) обеспечивает непрерывный контроль давления в каждом цилиндре двух- и четырехтактного малооборотным дизелем и среднеоборотным дизелем теплоходов «Профессор Щеголев», «Туапсе», «Ашхабад», «Липецк». Диагностической системы может контролировать работу 40 цилиндров. Давление измеряется непрерывно с помощью датчика «Пресс Дактор», имеются датчики измерения n, ?кв. Измеряются следующие параметры главного двигателя: pi, Ni, nГД, pz, pc, ?т (угол вспышки топлива в цилиндре). Информация представляется на цифровом дисплее, аналоговая — на осциллографе. На экране осциллографа отображаются две зависимости: изменение давления в цилиндре в функции от угла ПКВ на ±50° ПКВ от ВМТ и изменение давления в функции времени. Вычисляемые значения параметров являются средними по 10 рабочим циклам цилиндра.
Система «ТК-Унит» фирмы АСЕА (Швеция) предназначена для дизелей «Бурмейстер и Вайн» с большим диаметром цилиндра. Диагностической системы включает следующие датчики: зазора поршневых колец, износа втулки (тонкопленочный термостойкий резистор), температуры втулки (термопара), определения состояния смазки цилиндра (термопара заподлицо с внутренней рабочей поверхностью втулки), понижения давления на входе компрессора, давления газов в цилиндре (устанавливается на индикаторных кранах каждого цилиндра). Блок отображения — несколько рядов светодиодов цифрового дисплея и кнопок для выбора параметров.
Система РЕD фирмы «Пилстик» (Франция) впервые была установлена на дизеле 18РС2-5V теплохода «Ренор». Системой диагностируются среднеоборотным дизелем фирмы «СЕМТ-Пилстик» серий РС-2, РС-3, РС-4. Диагностической системы контролирует состояние рамовых подшипников коленчатого вала и верхнего поршневого кольца, агрегатов ТК. Диагностической системы измеряет следующие параметры работы ТК: t и р за ВО, tохл. в на входе в ВО, рк за ТК, положение реек ТНВД, nтк, вибрацию подшипников ТК с выдачей предупредительных сигналов при повышенной вибрации с помощью датчика состояния подшипников (бесконтактного датчика перемещения). В теле подшипника и его вкладышах делается вертикальное отверстие. Датчик дает возможность выявить нарушения центровки коленчатого вала. Состояние верхнего кольца контролируется индуктивным датчиком «Нипп» фирмы «Виброметр».
Система «Виброметр» фирмы «Виброметр» (Швейцария) диагностирует следующие узлы: ЦПГ, системы впрыска топлива, ТК, поршневые кольца. Диагностической системы испытывалась на двух- и четырехтактных малооборотным дизелем, среднеоборотным дизелем и высокооборотный дизель. Диагностической системы контролирует следующие узлы дизеля: поршень (появление стуков, задиры); клапаны, детали клапанных приводов (РВ, коромысло и т. д.) ТНВД; подшипники (износ), а также такие параметры, как частоту и направление вращения коленчатого вала, рz и характеристики впрыска. Диагностической системы использует пьезоэлектрические датчики, которые собирают информацию об акустических сигналах, после обработки которых делается вывод о нормальном или анормальном состоянии узлов. Пьезоэлектрическая система оценки звуковых волн «Нисс» включает пьезоэлектрический акселерометр, который обнаруживает разбаланс ротора и износ подшипников ТК. Состояния поршневых колец контролируются при помощи датчика «Нипп». Информация представляется на дисплей.
Система «Нипп - Монитор» фирмы «Виброметр» (Швейцария) контролирует состояние поршневых колец малооборотным дизелем, среднеоборотным дизелем и высокооборотный дизель. Система установлена на дизеле RND-90M. Система использует переносные индуктивные датчики, распространяющие магнитные измерительные поля через стенки толщиной 5—7 мм. Датчик устанавливается в отверстие стенки цилиндра. Информация представляется на осциллограф.
Система фирмы «MAN и Сименс» (ФРГ) предназначена для диагностирования ЦПГ малооборотным дизелем типа KZ фирмы MAN. Система установлена на дизеле V 65/65 фирмы MAN. Для измерения давления газов используются пьезоэлектрические или магнитострикционные датчики. Контроль поршневых колец обеспечивается с помощью термопар, размещенных в глухих сверлениях, и индуктивных датчиков, заподлицо установленных во втулке цилиндра. Диагностической системы включает осциллограф, дисплей, печатающее устройство (раз в сутки производит запись в протокол диагностирования), контролирует параметры: ts, ps, Gт, n, tст. вт, tст. кр, а также вибрацию ТК, работу поршневых колец, процессы газообмена и продувки рабочего цилиндра дизеля.
Система DMTAS-1000 предназначена для диагностирования ЦПГ и ТА МОД. Диагностической системы фиксирует поломку поршневых колец, утечку топлива в систему охлаждения форсунок, трещины топливных трубопроводов, чрезмерный износ PB, трещины в цилиндровых крышках, задиры в цилиндровых втулках.
Система CPs-360 фирмы CTL (Дания) установлена на дизелях 14ZV40/48 судов типа «Норильск». Система предназначена для среднеоборотным дизелем и малооборотным дизелем фирмы «Зульцер». Системой вычисляются следующие параметры: pi, nгд, рz, pc, pг.ц через 36° ПКВ после ВМТ, угол до pz max. В системе используется переносной датчик давления пьезоэлектрического типа. Выходная информация выводится на дисплее (На светодиодах) или подается на вход самописца.
Система МЕКОМ фирмы «Статроник» (Норвегия) предназначена для дизелей, турбин, котлов, ею регистрируются следующие параметры: уровень вибрации механизмов, температуры подшипников турбин, втулок цилиндров, ts, tr, давление в различных точках газовоздушного тракта.
Система МЕДИАГ-22 фирмы «Сименс» (ФРГ) контролирует ЦПГ, ТА и ТК- В системе непосредственно измеряются pz, рт впрыска, ps. Информация выводится на печатное устройство и дисплей.
Система MI-1 фирмы «Аутроника» (Норвегия) установлена на дизеле 6RD-76 (фирма «Зульцер») теплохода «Новозыбков» и предназначена для диагностики деталей ЦПГ (цилиндровых втулок и крышек) больших малооборотным дизелем. Диагностической системы является анализатором теплового состояния. Датчики (термопары) располагаются во втулках (2 шт.) и крышках (1 шт.) каждого цилиндра. Диагностической системы вычисляет средние значения t во времени в каждой точке измерения с интервалом 4 ч.
По эксплуатационным параметрам работы малооборотным дизелем (рi, n, ts, рs) определяется температура фланца втулки и 1-го поршневого кольца в ВМТ графическим путем tэ = f (рi, n, ts, рs) (рис. 4.36).
Однако определяющим показателем действительного состояния деталей ЦПГ является ее непосредственно измеренная температура tд. Датчики осуществляют дистанционное измерение температуры в каждой точке, включение АПС в случае достижения заданного установкой значения и вычисление среднего значения температуры в течение заданного периода (длительностью до 4 ч) для каждой точки.
С учетом действительной tд и эталонной температур tэ вычисленных расчетным путем по номограмме, строится график ?t = f(?), где ?t = tд — tэ. Путем экстраполяции построенной кривой ?t = f(?), и нахождения точки ее пересечения с ограничительной линией ?tпред осуществляется прогнозирование сроков моточистки. В качестве датчика температуры использована хромель-алюмелевая термопара, сваренная на конце материалом наружного протектора (хромоникелевая сталь с присадкой титана). Датчики температуры втулки рассчитаны на диапазон О—300 °С, а измерители температуры крышки цилиндра на диапазон 0—600 °С. Отверстия во втулке и крышке цилиндра имеют диаметр 3,3—4 мм и заканчиваются примерно в 7 мм от внутренней поверхности втулки или крышки. Конец датчика упирается в дно отверстия под действием пружины. На выходе усилителя генерируется ток 0—5 мА в зависимости от измеряемой температуры.
Диагностической системы контролирует изменение давления в цилиндрах в зависимости от времени, угла ПКВ или хода поршня. Диаграмма рц = f (?пкв) изображается на экране осциллоскопа и вводится в память ЭВМ для последующего анализа, в процессе которого устанавливаются величины рi, рс, рz, угол ПКВ, которому соответствует максимальное давление в цилиндре. Значения этих параметров, а также других параметров, имеющих отношение к рабочему процессу (давление и температура продувочного воздуха, частота вращения коленчатого вала), выводятся или могут быть вызваны на дисплей (табло) устройства. Так работает прибор NК-2, входящий в диагностической системы фирмы «Аутроника» (Норвегия), АСЕА (Швеция) и др.
В комплект диагностической системы фирмы «Аутроника» входит также прибор НР-1, показывающий относительное ТС поршневых колец. Его датчики, устанавливаемые в цилиндровую втулку, измеряют зазор (толщину масляной пленки) между зеркалом цилиндра и кольцами. По форме сигнала от датчика во время прохождения мимо него кольца судят о его рабочем состоянии и о наличии нормальной масляной пленки на зеркале цилиндра. Диагностической системы установлена на дизелях 6RD-76 теплохода «Новогрудок» и на дизелях 6RND-90 теплохода «Жак Дюкло». Диагностической системы выдает полную диагностическую информацию, но не решает задачи по прогнозированию ТО главного двигателя. Диагностической системы использует индуктивные датчики.
Системы НК-3, НК-3а, НК-4, НК-11 фирмы «Аутроника» (Норвегия) контролируют ДПГ малооборотным дизелем и среднеоборотным дизелем; системы устанавливаются на дизелях 16ZV 40/48, 18U50HU и т. д. Предполагается использование диагностической системы для оперативного контроля за рабочим процессом главного двигателя, особенно среднеоборотным дизелем, не имеющих индикаторного привода.
Диагностической системы использует три переносных датчика давления в цилиндре,pт. ф, рs, переставляемых с цилиндра на цилиндр. В системе НК-ЗА вычисляются параметры: рi n, рz, рс, рц на угле 36° ПКВ после ВМТ, рs, ?pz от ВМТ. В диагностической системы НК-4 дополнительно определяются параметры: рт mах впрыска и в момент открытия иглы форсунки, угол до рт mах. Эти значения сравниваются с эталонными параметрами. Система НК-11 является индикатором максимального давления сгорания. Переносной датчик системы НК-11 устанавливается на индикаторный кран. Значения усредняются по восьми циклам, возможно подключение осциллографа.
Учитывая низкую информативность температурного датчика крышки цилиндра, для некоторых дизелей 8RND-90 фирмы «Зульцер» целесообразно использовать его для контроля теплового состояния тронка по температуре нижней неохлаждаемой части втулки со стороны выпуска.
Датчики температуры втулки устанавливаются на одной вертикали с датчиками контроля состояния поршневых колец. Это позволяет при срабатывании АПС проверить, не вызвано ли повышение температуры втулки прохождением замков первого или второго кольца через плоскость установки датчиков. В противном случае повышение температуры связано с ухудшением ТС колец.
Системы «Комос -D1, -D2, -D3, -D4» фирмы МН1 (Япония), использующие электроннолучевую трубку и систему диалога с главного двигателя, предназначены для диагностирования главного двигателя и вспомогательного дизеля. Измеряемые значения сравниваются с эталонными, хранящимися в памяти ЭВМ.
Система «Комос -D2» объединяет функции системы централизованного контроля и диагностической системы для дизельной энергетических установок с малооборотным дизелем типа 8RND-68М (Nе = 11,2 МВт, n = 150 об/мин) компании «МН1 — Зульцер». Система «Комос-D2» имеет два центральных блока обработки данных, в каждом из которых использован 16-битовый микропроцессор. В системе используются датчики с аналоговыми и дискретными выходами, которые осуществляют высокоскоростное обегание контролируемых точек, аналого-цифровое преобразование и другие операции но предварительной обработке исходной информации и их подготовке к вводу в микропроцессоры. Использованы дисплеи с ЭЛТ размером 35,6 см по диагонали. Кроме того, диагностической системы предусматривает измерение каждого из контролируемых параметров с индикацией их значений на цифровом дисплее, периодическую регистрацию параметров, выработку АПС при достижении параметрами предельных значений и регистрацию этих сигналов с помощью дополнительного регистрирующего устройства (на магнитной ленте или на твердом носителе). Перечень контролируемых параметров главного двигателя соответствует требованиям для высокоавтоматизированных судов, работающих без постоянной вахты в машинном отделении (табл. 4.7).
Принцип диагностирования в системе «Комос-D2» заключается в сопоставлении измеренных значений параметров, приведенных к определенным «нормальным» окружающим условиям, со значениями, полученными во время испытаний этого дизеля в начале эксплуатации при той же нагрузке и занесенными в память системы. Разность между этими значениями параметров используется в качестве диагностического параметра. Кроме того, в системе предусмотрено определение ТС основных элементов дизеля для проведения экипажем в оптимальные сроки ТО, причем получают графики долгосрочные (до 20 000 ч наработки) и краткосрочное (до 1000 ч). При работе дизеля с нагрузкой менее 50 % или с переменными нагрузками измерение диагностических параметров не производится. При проведении очередного ТО одного из элементов дизеля соответствующий контур устанавливается в исходное (нулевое) положение.
Для измерения давления в цилиндрах в функции угла ПКВ используется магнитострикционный датчик давления фирмы АSEА, не требующий принудительного охлаждения. Датчик переносится с одного цилиндра на другой, измерения продолжаются в течение пяти последовательных рабочих циклов (значения давления отсчитываются через каждые 2° ПКВ). Общая картина состояния энергетических установок представляется в виде круговых диаграмм (рис. 4.37), которые состоят из трех концентрических окружностей: средняя соответствует нормальному значению параметров, а две другие — отклонениям значений в сторону повышения или понижения.
При отклонении параметров от нормального значения в диаграмме появляются искажения; чем больше отклонение, тем сильнее искажение. Одноименные параметры, измеряемые в различных цилиндрах, изображаются в виде гистограмм (рис. 4.38).
Основой метода вибрационной диагностики является сравнение текущего ТС с эталонным (номинальным), осуществляемое сопоставлением некоторых характеристик вибрации механизмов в сравниваемых состояниях.
Электромагнитный метод диагностирования деталей топливной аппаратуры основан на методе контроля магнитных свойств материала работающей детали и сравнении их с эталоном. Метод позволяет регистрировать скоростные характеристики нагнетательного клапана, подвижных деталей форсунок и деталей; топливоподкачивающего насоса. Диагностирование осуществляется на работающем дизеле без разборки топливной аппаратуры, что исключает любое вмешательство в нормальную работу топливной аппаратуры. Метод основан на регистрации изменяющегося магнитного потока в предварительно намагниченных деталях диагностируемого узла.
Оптические методы для диагностирования дизелей в настоящее время находятся в стадии исследований и отличаются информативностью, безынерционностью, бесконтактностью с исследуемым процессом и стабильностью метрологических характеристик. Эти методы основаны на использовании свойств волоконной оптики, т. е. передачи видимых изображений и светового потока с помощью тонких оптически изолированных волокон, изготовленных из прозрачных материалов (стекольных, полимерных, сапфировых и рубиновых волокон, кристалловолокон).
Физический принцип работы световода базируется на явлении полного внутреннего отражения света на границе двух сред с различными значениями показателей преломления. Световоды переносят изображение, но сами его не формируют, в связи с чем для передачи изображения на вход и снятия его с выхода требуются специальные устройства.
Современные гибкие волоконнооптические эндоскопы имеют в своем составе осветительную и наблюдательную системы, механизм дистанционного управления изгибом воспринимающего конца световода и устройство для фото- и кинорегистрации изображения или его телепередачи. Инфракрасные световоды применяются для бесконтактного измерения температуры деталей. Волоконная оптика позволяет проводить дефектацию визуально в труднодоступных полостях, контроль степени и характера коррозионного поражения металла, наличия трещин, механических повреждений поверхностей, дистанционный контроль уровня жидкости во время эксплуатации энергетических установок.
|