Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Пускореверсивные системы двигателя Системы аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты на судах
Системы аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты на судах

Назначение и функции контроля. Практически на всех совре­менных судах установлены системы централизованного контроля.

Процесс автоматического контроля состоит из двух этапов:

1)     восприятие информации о состоянии объекта и внешних условиях и преобразование ее в электрические сигналы для по­следующей обработки;

2)     обнаружение в поступающей информации признаков откло­нения параметров и формирование предупредительного или аварийного сигнала о наступлении этого события; любое наруше­ние в состоянии агрегатов энергетических установок должно сопровождаться световой и звуковой сигнализацией, а в ряде случаев и регистрацией.

Используются следующие виды автоматического контроля:

—     единичный (одноточечный) какого-либо параметра вне связи с другими информационными элементами;

—     множественный (многоточечный), централизованный авто­матический; приемные приборы расположены на одном пульте;

—     обегающий большое число параметров при помощи одного устройства, поочередно подключаемого к датчикам каждой из контролируемых величин (характерно для централизованного авто­матического контроля); скорость обертания составляет обычно 1—10 точек в секунду;

—     программированный, производимый по определенной про­грамме (например, автоматизированный процесс подготовки ди­зеля к пуску из холодного состояния).

Отечественная система централизованного автоматического контроля и управления вспомогательными механизмами выполняет следующие функции:

—     непрерывное измерение 186 параметров, сравнение их с заданными предельными значениями и сигнализация с расшиф­ровкой отклонений на мнемосхемах системы в центральном пульте управления; вся сигнали­зация разделяется на аварийную (60 параметров, которые фикси­руются в памяти системы) и предупредительную (126 параметров) в рулевую рубку, каюту старшего механика, машинного отделения, столовую коман­ды, кают-компанию, салон комсостава, каюту вахтенного меха­ника, канцелярию (только на стоянке судна) в виде световых сигналов на табло и звукового сигнала (в машинном отделении — мощные мига­ющие источники света и сирены);

—     сигнализация о работе ВМ на мнемосхемах в центральном пульте управления;

—     световая и звуковая сигнализация об отсутствии вахтенного механика в центральном пульте управления; если вахтенный отсутствует более 30 мин, в ру­левую рубку и каюту старшего механика выдается светозвуковой сигнал;

—     измерение контролируемых параметров по вызову оператора с индикацией номера, величины и размерности на цифровых ин­дикаторах (до 70 параметров);

—     непрерывное измерение наиболее важных для управления главного двигателя параметров с помощью стационарных стрелочных измери­тельных приборов, расположенных на щитах системы;

—     формирование аварийного управляющего сигнала об изме­нении режима работы главного двигателя для его защиты с выдержкой 40 с, а также сигнала, поступающего в систему дистанционное автоматическое управление главного двигателя о выводе главного двигателя на минимально устойчивую частоту вращения;

—     регистрация факта отклонения и возвращения в норму до 40 параметров на цифропечатающей машинке МП-16;

—     дистанционное и автоматическое управление ВМ, насосами и арматурой судна;

—     выдача информации в рулевую рубку и каюту старшего механика о том, кто находится на вахте в центральном пульте управления.

В каждом из каналов и трактов системы имеются источники информации, устройства сбора и обработки информации и устрой­ства представления информации: Источники информации: дат­чики (чувствительные элементы) — первичные преобразователи (термометры сопротивления ТСП, датчики давления ДИД5УНС); измерители — вторичные преобразователи (ПС052М); сигнализа­торы с контактным выходом или чувствительные элементы с пре­образователем для контактного выхода (СТК-083-02) — сигнали- заторы отклонения температуры, сигнализаторы перепада давления, сигнализаторы отклонения уровней жидкостей (ПРУТ-5Т, СУРМ-2 и ДУУМШЭГ), сигнализаторы температуры, давления и уровней.

Все малооборотным дизелем оборудуются системами защиты. На дизелях фирмы «Зульцер» имеется защита по четырем параметрам работы дизеля, который останавливается, если давление охлаждающей воды ци­линдров снизится до 0,10 МПа, охлаждающей воды поршней — до 0,19 МПа, масла циркуляционной системы — до 0,125 МПа и масла для подшипников ТК— до 0,13 МПа. Указанные уровни давлений могут регулироваться.