Назначение и функции контроля.
Практически на всех современных судах установлены системы централизованного контроля.
Процесс автоматического контроля состоит из двух этапов:
1) восприятие информации о состоянии объекта и внешних условиях и преобразование ее в электрические сигналы для последующей обработки;
2) обнаружение в поступающей информации признаков отклонения параметров и формирование предупредительного или аварийного сигнала о наступлении этого события; любое нарушение в состоянии агрегатов энергетических установок должно сопровождаться световой и звуковой сигнализацией, а в ряде случаев и регистрацией.
Используются следующие виды автоматического контроля:
— единичный (одноточечный) какого-либо параметра вне связи с другими информационными элементами;
— множественный (многоточечный), централизованный автоматический; приемные приборы расположены на одном пульте;
— обегающий большое число параметров при помощи одного устройства, поочередно подключаемого к датчикам каждой из контролируемых величин (характерно для централизованного автоматического контроля); скорость обертания составляет обычно 1—10 точек в секунду;
— программированный, производимый по определенной программе (например, автоматизированный процесс подготовки дизеля к пуску из холодного состояния).
Отечественная система централизованного автоматического контроля и управления вспомогательными механизмами выполняет следующие функции:
— непрерывное измерение 186 параметров, сравнение их с заданными предельными значениями и сигнализация с расшифровкой отклонений на мнемосхемах системы в центральном пульте управления; вся сигнализация разделяется на аварийную (60 параметров, которые фиксируются в памяти системы) и предупредительную (126 параметров) в рулевую рубку, каюту старшего механика, машинного отделения, столовую команды, кают-компанию, салон комсостава, каюту вахтенного механика, канцелярию (только на стоянке судна) в виде световых сигналов на табло и звукового сигнала (в машинном отделении — мощные мигающие источники света и сирены);
— сигнализация о работе ВМ на мнемосхемах в центральном пульте управления;
— световая и звуковая сигнализация об отсутствии вахтенного механика в центральном пульте управления; если вахтенный отсутствует более 30 мин, в рулевую рубку и каюту старшего механика выдается светозвуковой сигнал;
— измерение контролируемых параметров по вызову оператора с индикацией номера, величины и размерности на цифровых индикаторах (до 70 параметров);
— непрерывное измерение наиболее важных для управления главного двигателя параметров с помощью стационарных стрелочных измерительных приборов, расположенных на щитах системы;
— формирование аварийного управляющего сигнала об изменении режима работы главного двигателя для его защиты с выдержкой 40 с, а также сигнала, поступающего в систему дистанционное автоматическое управление главного двигателя о выводе главного двигателя на минимально устойчивую частоту вращения;
— регистрация факта отклонения и возвращения в норму до 40 параметров на цифропечатающей машинке МП-16;
— дистанционное и автоматическое управление ВМ, насосами и арматурой судна;
— выдача информации в рулевую рубку и каюту старшего механика о том, кто находится на вахте в центральном пульте управления.
В каждом из каналов и трактов системы имеются источники информации, устройства сбора и обработки информации и устройства представления информации: Источники информации: датчики (чувствительные элементы) — первичные преобразователи (термометры сопротивления ТСП, датчики давления ДИД5УНС); измерители — вторичные преобразователи (ПС052М); сигнализаторы с контактным выходом или чувствительные элементы с преобразователем для контактного выхода (СТК-083-02) — сигнали- заторы отклонения температуры, сигнализаторы перепада давления, сигнализаторы отклонения уровней жидкостей (ПРУТ-5Т, СУРМ-2 и ДУУМШЭГ), сигнализаторы температуры, давления и уровней.
Все малооборотным дизелем оборудуются системами защиты. На дизелях фирмы «Зульцер» имеется защита по четырем параметрам работы дизеля, который останавливается, если давление охлаждающей воды цилиндров снизится до 0,10 МПа, охлаждающей воды поршней — до 0,19 МПа, масла циркуляционной системы — до 0,125 МПа и масла для подшипников ТК— до 0,13 МПа. Указанные уровни давлений могут регулироваться.
|