Объем автоматизации и требования, предъявляемые к ней.
Автоматизация судовых энергетических установок предназначена для повышения уровня технической эксплуатации судна и снижения аварийности, увеличения производительности и эффективности труда команды.
На основе опыта постройки и эксплуатации автоматизированных судов с сокращенным экипажем определен рациональный объем автоматизации. Регистр установил автоматизированным судам два знака: А1 —уровень автоматизации судовых энергетических установок, обеспечивающий безвахтенное обслуживание; А2 — уровень автоматизации судовых энергетических установок, обеспечивающий безвахтенное обслуживание машинном отделении и несение вахты одним механиком на центрального пульта управления.
Требования, предъявляемые к автоматизации судовой дизельной установки по классу А1, следующие:
— безвахтенное обслуживание без дистанционного контроля, а только по обобщенной сигнализации;
— автоматизированное управление главного двигателя с мостика или из рулевой рубки (наличие реверсографа обязательно);
— автоматизированное или дистанционное управление из центрального пульта управления;
— наличие необходимых устройств для экстренной остановки главного двигателя;
— автоматизированное управление насосами, обслуживающими главного двигателя и дизель-генератора, воздушными компрессорами, ВК и УК; терморегулирование систем охлаждения и смазки главного двигателя и дизель-генератора, топлива в расходных цистернах, жидкостей перед сепараторами; воздухоподготовка для пневмоавтоматики; регулирование вязкости тяжелого топлива и смазки цилиндров, измерение уровней в расходных и отстойных топливных цистернах; сигнализация по опасным значениям в цистернах машинного отделения; программное управление разгрузкой сепараторов тяжелого топлива, а также сигнализация и защита по переливу сепарируемой жидкости;
— дистанционный из центрального пульта управления пуск дизель-генератора с автоматической синхронизацией, приемом и распределением нагрузки;
— автоматический пуск находящегося в горячем резерве дизель-генератора при полном обесточивании судна;
— автоматический пуск резервного дизель-генератора при перегрузке работающих дизель-генератора с автоматической синхронизацией и распределением нагрузки;
— сигнализация с регистрацией отклонений параметров и выносом обобщенных сигналов в каюты механиков, рулевую рубку, кают-компанию и столовую;
— вывод в машинное отделение обобщенных сигналов от АПС, тифонов и телеграфов, предусмотренных в центрального пульта управления;
— разделение обобщенной сигнализации на «критическую» и «некритическую»;
— сигнализация в рулевой рубке о наличии вахтенного в центрального пульта управления;
— контроль параметров работы главного двигателя: температуры газов по цилиндрам на выпускном коллекторе, температуры топлива в цистерне, масла на входе в дизель, на выходе из дизеля, перед сепаратором, в системе смазки ТК, продувочного воздуха в ресивере;
— контроль параметров работы валопровода: температуры масла упорного, опорных и дейдвудных подшипников; расхода воды для смазки дейдвудного подшипника;
— контроль параметров работы дизель-генератора: давления масла на входе, забортной воды в системе охлаждения; температуры выпускных газов в коллекторе, воды на выходе из дизеля, масла перед дизелем; уровня масла в сточной и циркуляционной цистернах, уровня топлива в расходной цистерне;
— сигнализация о превышении температуры выпускных газов в коллекторе; защита от падения давления пресной воды в системе охлаждения;
— сигнализация о потере питания и контроль исправности цепей аварийной защиты и сигнализации, а также систем дистанционное автоматическое управление главными механизмами;
— обеспечение быстрой локализации аварий в средствах автоматизации;
— обеспечение автоматического обнаружения неисправностей в устройствах управления, АПС, А3 главных механизмов, а также в системах сигнализации осушения машинного отделения;
— резервирование отдельных блоков и элементов автоматики в необходимых случаях.
В системе автоматизации судовой дизельной установки по классу А2 (в отличие от класса А1) предусматривается: вахтенное обслуживание из центрального пульта управления с дистанционным контролем; ручной дистанционный запуск резервного дизель-генератора; обнаружение с помощью приборов индивидуального контроля неисправностей в средствах автоматизации, в устройствах управления, АПС, А3 главных механизмов, а также в системах сигнализации осушения машинного отделения.
В табл. 4.3. приведены типы система автоматического управления дизельных установок некоторых морских судов.
Автоматизация судовых энергетических установок с использованием ЭЦВМ решает задачи не только автоматизации обслуживания технических средств, но и оптимизации эксплуатационных режимов работы судовых энергетических установок. Основным итогом использования систем автоматизации с применением ЭЦВМ является возможность уменьшения численности экипажа до 10—15 чел. и экономия ГСМ. Судовая микро-ЭВМ определяет действительную скорость судна и расход топлива, а также оптимальную скорость судна и экономию топлива. Для этого в ЭЦВМ через дисплей вводятся: расстояние между портами рейса, требуемое время прибытия в порт назначения, удельный расход топлива при различных скоростях судна. Зная расход топлива и скорость судна, можно определять - периодичность очистки корпуса судна или замены винта и потерю мощности главного двигателя. Эта система позволяет регулярно корректировать оставшееся расстояние вследствие воздействия ветров, течений и т. п.
|