Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Пускореверсивные системы двигателя Системы управления главного двигателя судового
Системы управления главного двигателя судового

Объем автоматизации и требования, предъявляемые к ней.

Автоматизация судовых энергетических установок  предназначена для повышения уровня тех­нической эксплуатации судна и снижения аварийности, увеличения производительности и эффективности труда команды.

На основе опыта постройки и эксплуатации автоматизирован­ных судов с сокращенным экипажем определен рациональный объем автоматизации. Регистр установил автоматизирован­ным судам два знака: А1 —уровень автоматизации судовых энергетических установок, обес­печивающий безвахтенное обслуживание; А2 — уровень авто­матизации судовых энергетических установок, обеспечивающий безвахтенное обслуживание машинном отделении и несение вахты одним механиком на центрального пульта управления.

Требования, предъявляемые к автоматизации судовой дизельной установки по классу А1, следующие:

—     безвахтенное обслуживание без дистанционного контроля, а только по обобщенной сигнализации;

—     автоматизированное управление главного двигателя с мостика или из ру­левой рубки (наличие реверсографа обязательно);

—     автоматизированное или дистанционное управление из центрального пульта управления;

—     наличие необходимых устройств для экстренной остановки главного двигателя;

—     автоматизированное управление насосами, обслуживающими главного двигателя и дизель-генератора, воздушными компрессорами, ВК и УК; терморегули­рование систем охлаждения и смазки главного двигателя и дизель-генератора, топлива в расход­ных цистернах, жидкостей перед сепараторами; воздухоподготов­ка для пневмоавтоматики; регулирование вязкости тяжелого топлива и смазки цилиндров, измерение уровней в расходных и отстойных топливных цистернах; сигнализация по опасным значе­ниям в цистернах машинного отделения; программное управление разгрузкой се­параторов тяжелого топлива, а также сигнализация и защита по переливу сепарируемой жидкости;

—     дистанционный из центрального пульта управления пуск дизель-генератора с автоматической синхро­низацией, приемом и распределением нагрузки;

—     автоматический пуск находящегося в горячем резерве дизель-генератора при полном обесточивании судна;

—     автоматический пуск резервного дизель-генератора при перегрузке рабо­тающих дизель-генератора с автоматической синхронизацией и распределением нагрузки;

—     сигнализация с регистрацией отклонений параметров и вы­носом обобщенных сигналов в каюты механиков, рулевую рубку, кают-компанию и столовую;

—     вывод в машинное отделение обобщенных сигналов от АПС, тифонов и те­леграфов, предусмотренных в центрального пульта управления;

—     разделение обобщенной сигнализации на «критическую» и «некритическую»;

—     сигнализация в рулевой рубке о наличии вахтенного в центрального пульта управления;

—     контроль параметров работы главного двигателя: температуры газов по цилиндрам на выпускном коллекторе, температуры топлива в цистерне, масла на входе в дизель, на выходе из дизеля, перед сепаратором, в системе смазки ТК, продувочного воздуха в ресивере;

—     контроль параметров работы валопровода: температуры масла упорного, опорных и дейдвудных подшипников; расхода воды для смазки дейдвудного подшипника;

—     контроль параметров работы дизель-генератора: давления масла на входе, забортной воды в системе охлаждения; температуры выпускных газов в коллекторе, воды на выходе из дизеля, масла перед дизелем; уровня масла в сточной и циркуляционной цистернах, уровня топ­лива в расходной цистерне;

—     сигнализация о превышении температуры выпускных га­зов в коллекторе; защита от падения давления пресной воды в си­стеме охлаждения;

—     сигнализация о потере питания и контроль исправности цепей аварийной защиты и сигнализации, а также систем дистанционное автоматическое управление главными механизмами;

—     обеспечение быстрой локализации аварий в средствах авто­матизации;

—     обеспечение автоматического обнаружения неисправностей в устройствах управления, АПС, А3 главных механизмов, а так­же в системах сигнализации осушения машинного отделения;

—     резервирование отдельных блоков и элементов автоматики в необходимых случаях.

В системе автоматизации судовой дизельной установки по классу А2 (в отличие от класса А1) предусматривается: вахтенное обслуживание из центрального пульта управления с дис­танционным контролем; ручной дистанционный запуск резервного дизель-генератора; обнаружение с помощью приборов индивидуального контроля неисправностей в средствах автоматизации, в устройствах управ­ления, АПС, А3 главных механизмов, а также в системах сиг­нализации осушения машинного отделения.

В табл. 4.3. приведены типы система автоматического управления дизельных установок неко­торых морских судов.

Автоматизация судовых энергетических установок с использованием ЭЦВМ решает задачи не только автоматизации обслуживания технических средств, но и оптимизации эксплуатационных режимов работы судовых энергетических установок. Ос­новным итогом использования систем автоматизации с примене­нием ЭЦВМ является возможность уменьшения численности эки­пажа до 10—15 чел. и экономия ГСМ. Судовая микро-ЭВМ опре­деляет действительную скорость судна и расход топлива, а также оптимальную скорость судна и экономию топлива. Для этого в ЭЦВМ через дисплей вводятся: расстояние между портами рейса, требуемое время прибытия в порт назначения, удельный расход топлива при различных скоростях судна. Зная расход топлива и скорость судна, можно определять - периодичность очистки кор­пуса судна или замены винта и потерю мощности главного двигателя. Эта система позволяет регулярно корректировать оставшееся расстояние вследствие воздействия ветров, течений и т. п.