Частота вращения вала является основной регулируемой величиной наиболее ответственных механизмов судна — главных двигателей и электрогенераторов.
Преимущественное распространение на судах получили гидравлические регуляторы частоты вращения с пропорционально-интегральным законом регулирования (они именуются также изодромными регуляторами).
Характеристикой регулятора называется зависимость частоты вращения от нагрузки дизеля. Эта характеристика может быть двух видов — астатическая и статическая. В первом случае любому значению нагрузки на дизель в установившемся режиме соответствует одно и то же значение частоты вращения, во втором — разным значениям нагрузки на дизель в установившемся режиме соответствуют разные значения частоты вращения.
Степень неравномерности ? определяется отношением зоны неравномерности ?n (разность частот вращения при установившемся режиме, измеренных при нулевой и полной нагрузках) к заданной частоте вращения nэ : ? = (?n/nэ)·100 %. В астатических регуляторах ? = 0, в статических ? = 15 ? 20 %.
Степенью нечувствительности регулятора называется отношение зоны нечувствительности nmах — nmin к заданной частоте вращения:
где nmах, nmin — максимальная и минимальная частоты вращения коленчатого вала дизеля при работе на заданном режиме. Для судовых дизелей ? = 0,5?3 %.
Работоспособность регулятора — это способность регулятора совершать работу по перемещению органов топливоподачи: R=pHS?, где р — давление масла в напорной магистрали; Н — полный ход поршня сервомотора; S — рабочая площадь поршня сервомотора; ? — коэффициент использования полного хода сервомотора.
В зависимости от настройки изодромные регуляторы могут обеспечивать как статическую, так и астатическую характеристики регулирования. Они имеют два настроечных параметра — коэффициент усиления, изменяющийся за счет жесткой обратной связи, и время интегрирования, определяющее продолжительность процесса восстановления астатической характеристики регулирования после изменения внешней нагрузки. Время интегрирования устанавливается посредством игольчатого дросселя на масляной магистрали системы обратной связи.
Для равномерного распределения нагрузки между параллельно работающими двигателями регулятор на каждом двигателе обычно настраивают так, чтобы обеспечить статическую характеристику регулирования, одинаковую для всех двигателей. Это достигается за счет регулирования жесткой обратной связи. Чтобы динамика изменения частоты вращения параллельно работающих двигателей при этом была оптимальной, на каждом из регуляторов должно быть установлено одинаковое время интегрирования.
Из группы параллельно работающих двигателей один может иметь астатическую характеристику регулирования. В этом случае такой двигатель будет принимать на себя колебания нагрузки в судовой сети, в то время как остальные двигатели, имеющие статическую характеристику регулирования, будут работать при неизменной мощности.
Инерционность систем газотурбинного наддува и возникающая в результате несогласованность в подачах топлива и воздуха при работе на неустановившихся режимах дизелей приводят к необходимости использования на дизелях двухимпульсных систем регулирования (рис. 4.40).
|