Система сжатого воздуха включает следующие подсистемы: пуска главного двигателя и вспомогательного дизеля, хозяйственных нужд, пневмоавтоматики и дистанционное автоматическое управление, тифонов, продувки кингстонов, пневматического инструмента и других общесудовых и специальных нужд.
Как правило, система сжатого воздуха дистанционном управлении укомплектована двумя-тремя главными автоматизированными компрессорами, одним подкачивающим компрессором, двумя баллонами пускового воздуха главного двигателя, одним-двумя баллонами вспомогательного дизеля, водомаслоотделителями, арматурой, КИП, трубопроводами (рис. 4.5).
На некоторых судах устанавливаются автономная система сжатого воздуха низкого давления на хозяйственные нужды, а также автоматизированные главные компрессоры умеренной производительности и отсутствуют подкачивающие компрессоры. Как правило, главные компрессоры двухступенчатые, электро- приводные, вертикального типа, с числом цилиндров от одного до четырех. Их потребная производительность оценивается уравнением Qгк = 50 ? Vц + 40 м3/ч, где ? Vц — суммарный объем всех цилиндров главного двигателя, м3.
На судах с дизелями фирмы «Бурмейстер и Вайн» давление пускового воздуха равно 2,5 МПа, на остальных 3 МПа. Сжатый воздух общесудового использования составляет 0,6—1 МПа.
С ростом мощностей судовых дизелей выросла и мощность, потребляемая компрессорами пускового воздуха. С точки зрения минимального удельного расхода воздуха и уменьшения его вредного влияния на охлаждение стенок цилиндра при условии обеспечения надежного пуска желательно уменьшать давление пускового воздуха в баллонах. Так, для дизеля 9RD-90 эта величина составляет 1—1,2 МПа. При падении давления до 1 МПа следует запускать воздушный компрессор. С целью сохранения постоянным времени пуска необходимо увеличить подачу топлива на 0,5 деления топливная рейка при пуске. Как показывает практика, даже при частых маневрах обеспечивается поддержание или рост давления в пусковом баллоне при работе одного воздушного компрессора. Во всех случаях второй пусковой баллон должен иметь полное рабочее давление и быть отсеченным от пусковой магистрали на случай выхода из строя воздушного компрессора или превышения расхода пускового воздуха над производительностью компрессоров при большом количестве пусков. Наибольший расход воздуха на один пуск (реверс) наблюдается в диапазоне давления 2—3 МПа.
Баллоны сжатого воздуха изготовляют стальными, цельнотянутыми или сварными. Баллоны вместимостью до 0,8 м3 имеют одну горловину, а баллоны длиной более 2,5 м — две горловины. Горловины закрыты крышками, на одной из которых установлены клапаны: запорный для заполнения и расхода воздуха, к манометру, предохранительный и продувания баллона. На баллонах большого объема имеются плавкие вставки, которые при высокой температуре расплавляются и выпускают воздух по специальному трубопроводу за борт. Суммарный объем, м3, двух главных баллонов описывается уравнением ? Vб = 3,6 Vц + 2.
На судах, где Qгк не превышает 120—140 м3/ч, рекомендуется установка двух главных автоматизированных компрессоров; на судах с большей Qгк целесообразно кроме главных устанавливать подкачивающий компрессор (производительностью 24— 30 м3/ч или 63—100 м3/ч в зависимости от выполняемых функций).
Объем «нормального» воздуха, расходуемого на пуск, м3, V0 = z? ? Vц, где z — число возможных пусков (без подкачивания баллона для реверсивного дизеля z = 12, для нереверсивного дизеля z = 9); ? — удельный расход «нормального» воздуха (6—8 м3/м3 объема цилиндра).
где р0 — давление окружающей среды, равное 0,1 МПа; pр — принятое рабочее давление, МПа; pmin — минимальное давление, при котором возможен запуск дизеля, МПа: рmin — 1?1,2 МПа.
Водомаслоотделитель (рис. 4.6) устанавливают в магистрали компрессор—баллон. На компрессорах, баллонах и воздушных трубопроводах располагают предохранительные клапаны, которые срабатывают при превышении рабочего давления на 10 %. Кроме того, на трубопроводах размещены устройства для разгрузки трубопроводов и слива накопившейся в них влаги и редукционные клапаны для отбора воздуха на общесудовые нужды.
В качестве материала для труб применяется сталь. Внутреннюю поверхность целесообразно изготовлять из антикоррозионных материалов (меди, пластмассы и др.).
На некоторых судах устанавливаются автономная система сжатого воздуха низкого давления на хозяйственные нужды, а также автоматизированные главные компрессоры умеренной производительности и отсутствуют подкачивающие компрессоры. Как правило, главные компрессоры двухступенчатые, электро- приводные, вертикального типа, с числом цилиндров от одного до четырех. Их потребная производительность оценивается уравнением Qгк = 50 ? Vц + 40 м3/ч, где ? Vц — суммарный объем всех цилиндров главного двигателя, м3.
На судах с дизелями фирмы «Бурмейстер и Вайн» давление пускового воздуха равно 2,5 МПа, на остальных 3 МПа. Сжатый воздух общесудового использования составляет 0,6—1 МПа.
С ростом мощностей судовых дизелей выросла и мощность, потребляемая компрессорами пускового воздуха. С точки зрения минимального удельного расхода воздуха и уменьшения его вредного влияния на охлаждение стенок цилиндра при условии обеспечения надежного пуска желательно уменьшать давление пускового воздуха в баллонах. Так, для дизеля 9RD-90 эта величина составляет 1—1,2 МПа. При падении давления до 1 МПа следует запускать воздушный компрессор. С целью сохранения постоянным времени пуска необходимо увеличить подачу топлива на 0,5 деления топливная рейка при пуске. Как показывает практика, даже при частых маневрах обеспечивается поддержание или рост давления в пусковом баллоне при работе одного воздушного компрессора. Во всех случаях второй пусковой баллон должен иметь полное рабочее давление и быть отсеченным от пусковой магистрали на случай выхода из строя воздушного компрессора или превышения расхода пускового воздуха над производительностью компрессоров при большом количестве пусков. Наибольший расход воздуха на один пуск (реверс) наблюдается в диапазоне давления 2—3 МПа.
Баллоны сжатого воздуха изготовляют стальными, цельнотянутыми или сварными. Баллоны вместимостью до 0,8 м3 имеют одну горловину, а баллоны длиной более 2,5 м — две горловины. Горловины закрыты крышками, на одной из которых установлены клапаны: запорный для заполнения и расхода воздуха, к манометру, предохранительный и продувания баллона. На баллонах большого объема имеются плавкие вставки, которые при высокой температуре расплавляются и выпускают воздух по специальному трубопроводу за борт. Суммарный объем, м3, двух главных баллонов описывается уравнением ? Vб = 3,6 Vц + 2.
На судах, где Qгк не превышает 120—140 м3/ч, рекомендуется установка двух главных автоматизированных компрессоров; на судах с большей Qгк целесообразно кроме главных устанавливать подкачивающий компрессор (производительностью 24— 30 м3/ч или 63—100 м3/ч в зависимости от выполняемых функций).
Объем «нормального» воздуха, расходуемого на пуск, м3, V0 = z? ? Vц, где z — число возможных пусков (без подкачивания баллона для реверсивного дизеля z = 12, для нереверсивного дизеля z = 9); ? — удельный расход «нормального» воздуха (6—8 м3/м3 объема цилиндра).
|