Главная Двигатели внутреннего сгорания Тепловой расчет двигателя Процесс впуска в четырехтактном двигателе
Процесс впуска в четырехтактном двигателе

Процесс впуска состоит в поступлении в цилиндр за первый такт свежего заряда. При этом может быть использована только часть всего полезного объема цилиндра Vh (фиг. 78).

Диаграмма впуска и выпуска четырехтактного двигателя

Объясняется это тем, что такту впуска предшествует такт выпуска. В пространстве сжатия Vс остается часть отработавших газов — так называемые оста­точные газы. Эти газы вследствие сопротивления в выпускном клапане и в выпускном трубопроводе имеют давление рr > р0, где р0 — давление атмосферного воздуха. При обратном движении поршня от в.м.т. давление остаточных газов понижается до атмосферного; затем падение давления про­должается до ра, при котором свежий за­ряд, преодолев сопротивление всасывающей системы, начинает поступать в цилиндр. Для оценки степени наполнения цилиндра свежим зарядом пользуются коэффициентом наполнения ?H.

Коэффициент наполнения есть отноше­ние действительного количества поступаю­щего в цилиндр заряда к теоретическому. Этот коэффициент может быть выражен в виде объемного, весового или мольного отношений при параме­трах р0 и Т0 заряда перед впускными органами двигателя:

Здесь Vg, Gg,   Мg — действительное количество свежего заряда, поступившего в цилиндр, выраженное соответственно по объему, весу и в молях;

Vh, G0, М0 — теоретическое количество свежего заряда, выра­женное соответственно по объему, весу и в молях.

Для выявления факторов, влияющих на величину ?н, рассмотрим процесс теплообмена, происходящий в цилиндре двигателя в период впуска.

Свежий заряд, поступая в цилиндр с параметрами р0 и Т0, прежде всего несколько повышает свою температуру от соприкосновения с внутренней поверхностью цилиндра (клапаны, днище поршня, стенки цилиндра). Поэтому температура заряда, поступающего в цилиндр, будет

Т’о = Т0 + ?T,                                 (II,55)

где ?T — величина подогрева заряда о горячие стенки рабочего цилиндра.

При определении ?H для двигателей с наддувом параметры р0 и Т0 следует заменить на давление рк и температуру Тк наддувоч­ного заряда.

Из выражения (II, 57) можно установить, что ?H возрастает с уменьшением температуры подогрева заряда о стенки ?T, с увели­чением давления ра и с уменьшением давления остаточных газов рr.

Значение ?T зависит главным образом от числа оборотов п дви­гателя (с увеличением п, ?T уменьшается), от нагрузки (с увеличе­нием нагрузки ?T возрастает), от условия охлаждения двигателя (чем интенсивнее охлаждение, тем меньше ?T) и от размеров цилиндра (у двигателей с большим рабочим объемом цилиндра ?T оказывается меньше, чем у двигателей с малым объемом). Обычно ?T = 10 ? 20°.

Значение давления ра зависит главным образом от сопротивлений впускной системы и принимается равным 0,85—0,9 кГ/см2. Для четырехтактных двигателей с наддувом ра = (0,92 ? 0,96) рк, где рк — дав­ление наддувочного воздуха в кГ/см2.

Значение рr главным образом зависит от сопротивления выпуск­ной системы двигателя. Величина рr в работающих двигателях без наддува равна 1,08—1,2 аm.

Значения практически достигнутого ?H для четырехтактных двигателей:

тихоходных ..................................................... ?H = 0,8 ? 0,9;

быстроходных ................................. ?H = 0,7 ? 0,9.

При тепловом расчете двигателя, помимо коэффициента наполне­ния, пользуются также коэффициентом остаточных газов ?.

Коэффициент остаточных, газов есть отношение числа молей остаточных газов Мr к числу молей поступающего в цилиндр свежего заряда Mg:

Коэффициент остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра и оказывает значительное влияние на наполнение цилиндра.

Из формулы (II, 59) видно, что у тем меньше, чем больше степень сжатия ? и температура остаточных газов Тr и чем меньше давление остаточных газов рr. С увеличением ?, т. е. с уменьшением простран­ства сжатия Vс, коэффициент остаточных газов уменьшается.

С повышением рr увеличивается плотность остаточных газов, а следовательно, их количество, в связи с чем ? возрастает. При повышении температуры Тr уменьшается плотность остаточных газов и их количество; поэтому ? уменьшается.

По практическим данным у четырехтактных двигателей:

без наддува...................................... ? ? 0,03 ? 0,06;

с наддувом....................................... ? ? 0,01 ? 0,03;

Для определения температуры Та в конце наполнения или в начале сжатия воспользуемся уравнением (II, 56):

Температурой Тr задаются; ее можно принять равной 600—900° К; ошибка в оценке Тr мало влияет на Та, так как Тr должно быть умножено на малую величину ?. Расчетное значение температуры Та для нормального режима работы двигателя:

четырехтактных ...............................  Та ? 300 ? 340° К;

двухтактных..................................... Та? 310 ? 380° К.

При наддуве Та зависит в основном от давления наддува и степени охлаждения воздуха.