При равных оборотах и основных размерах (диаметр цилиндра и ход поршня) теоретически мощность двухтактных двигателей вдвое превышает мощность четырехтактных, так как за одно и то же число оборотов у двухтактного двигателя рабочих циклов получается вдвое больше.
Однако вследствие того, что часть хода поршня теряется за счет выпускных и продувочных окон, а механические потери больше (наличие продувочного насоса), мощность двухтактных двигателей не в два, а примерно в 1,6—1,7 раза превышает мощность четырехтактных двигателей, имеющих те же обороты и размеры; с другой стороны, при заданной мощности двухтактные двигатели получаются более компактными. Так как чередование вспышек у двухтактных двигателей в 2 раза чаще, чем у четырехтактных, то в отношении равномерности вращения эти двигатели превосходят четырехтактные.
Конструкция и эксплуатация двухтактного двигателя, как правило, проще, так как не требует устройства выпускных и впускных клапанов с их приводом (за исключением двигателей с клапанно-щелевой продувкой).
Наряду с этим двухтактные двигатели имеют недостатки.
По экономичности эти двигатели несколько уступают четырехтактным из-за затраты мощности на продувочный насос и вследствие менее совершенной очистки цилиндра от отработавших газов. Двухтактные двигатели плохо подходят для работы на газообразном и легком жидком топливе; при этих топливах цилиндры двигателя должны заполняться не воздухом, а горючей смесью; какую бы ни сделать систему продувки, неизбежна утечка с выпуском части смеси; утечка может достигнуть 30%.
Кроме того, в двухтактных двигателях наблюдается' большая тепловая напряженность основных деталей (поршня, крышки, втулки цилиндра), вследствие того, что рабочий цикл совершается за два, а не за четыре хода поршня.
Двухтактные двигатели большей частью характеризуются повышенным расходом смазочного масла по сравнению с четырехтактным.
Исходя из изложенного определились и области применения этих двух групп двигателей.
Там, где главным требованием является простота устройства, обслуживания и дешевизна двигателя, хотя бы в ущерб экономичности его работы, применяются двухтактные двигатели. Это относится в основном к маломощным двигателям.
Двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые) выполняются преимущественно четырехтактными во избежание чрезмерного перерасхода топлива; однако для карбюраторных маломощных установок (малолитражные автомобили, мотоциклы, лодки) часто применяют двухтактные двигатели по причинам, указанным выше.
Стационарные двигатели средней и большой мощности выполняются большей частью четырехтактными, так как здесь требование наибольшей экономичности является решающим. Однако по мере дальнейшего усовершенствования двухтактных двигателей область их применения непрерывно расширяется во всех диапазонах мощностей. Наибольшие перспективы имеют двухтактные двигатели с внутренним смесеобразованием.
В настоящее время двухтактные двигатели широко применяются в судовых, тепловозных и других транспортных силовых установках, где уменьшение габаритов и веса двигателя играет существенную роль.
|