Установка современных дизель-генераторов на тепловозах с электропередачей потребовала создания автоматических регуляторов, объединяющих регулирование угловой скорости коленчатого вала двигателя и его нагрузки.
К ним относится автоматический регулятор непрямого действия для тепловозных дизелей 10Д100 (рис. 175). Регулятор состоит из двух связанных между собой частей. Одна из них — регулятор частоты вращения, являющийся модификацией регуляторов Д100, другая часть — регулятор мощности. Регулятор оборудован буферным устройством (с поршнем 7) и силовым серводвигателем (с поршнем 9), конструкция которых одинакова с конструкцией соответствующих элементов регулятора, показанного на рис. 169. Рассмотрим работу регулятора при увеличении нагрузки и, следовательно, уменьшении угловой скорости коленчатого вала. Грузы 22 (рис. 175) в этом случае под действием пружины 21 сойдутся и муфта-золотник 24 опустится на столько, что полость а справа от буферного поршня 7 соединится с маслом под высоким давлением, подаваемым насосом 6 через масляные аккумуляторы 5. Поршень 7 под действием перепада давлений в полостях а и б смещается влево, и масло вытесняется в полость под поршнем 9 силового серводвигателя 25. Поршень 9 поднимется, и рейки топливных насосов переместятся в сторону увеличения цикловой подачи топлива. При резком уменьшении угловой скорости грузов и быстром открытии каналов связи аккумуляторов 5 с полостью а поршень 7 может сместиться влево до упора. При этом полости а и б соединятся непосредственно, что ускорит перемещения поршня 9 и, следовательно, сократит время переходного процесса.
Золотник 24 имеет поршень 23, выполняющий функцию гибкой силовой обратной связи (изодрома). Полость над поршнем 23 связана с полостью б, а полость под поршнем 23 — с полостью а. Перепад давлений в полостях а и б воспринимается, таким образом, поршнем 23, в связи с чем появляется дополнительная сила, суммирующаяся с усилием пружины 21. Под действием суммарного усилия преодолевается поддерживающая сила грузов 22, и нижний поршень золотника 24 перекрывает масляные каналы. За счет перепуска масла через дросселирующую иглу 8 изодрома перепад давлений в полостях а я б постепенно исчезнет, в связи с чем процесс регулирования продолжится до тех пор, пока при новой нагрузке (новом положении поршня 9) не восстановится прежний скоростной режим (нижний поршень золотника 24 займет исходное положение). Регулятор оборудован устройством 31 для автоматической установки узла регулирования мощности в положение разгрузки (минимального возбуждения) при буксовании или при трогании с места.
Известно, что работа дизеля в режиме полной мощности (расчетном режиме) является наиболее экономичной. Поэтому автоматической регулятор тепловозного дизеля оборудуют специальным устройством регулирования мощности. Мощность сохранится постоянной только в том случае, когда постоянно произведение силы тока, потребляемого тяговыми двигателями тепловоза, на его напряжение. Так как при изменении нагрузки на тяговые двигатели
(например, при изменении профиля пути) меняется ток, то соответственно должно изменяться и напряжение. Включение в конструкцию регулятора узла регулирования мощности позволяет почти для всего диапазона скоростей движения тепловоза поддерживать работу генератора в режиме, близком к полной (постоянной) мощности дизеля.
Пусть нагрузка на дизель снизится. Вследствие увеличения угловой скорости грузов 22 поршень 9 переместится вниз (в сторону уменьшения подачи топлива). Вслед за поршнем 9 опустится левый конец рычага 16, в связи с чем последний повернется против часовой стрелки относительно точки Е. Рычаг 16 тягой связан с золотником 29, поэтому последний опустится вниз и пропустит масло под высоким давлением из аккумулятора 5 в полость в поршня 12 серводвигателя. Под действием перепада давлений в полостях виг поршень 12 переместится влево, выжимая масло из полости г через иглу дросселя 14 в масляную ванну регулятора. Вместе с поршнем 12 сместится влево якорь индуктивного датчика 11, вследствие чего увеличится возбуждение генератора. При сливе масла из полости г в верхней полости золотника 29 поднимется давление (за счет иглы 14 дросселя), под действием которого подвижная втулка 28 опустится вниз, сжимая пружины 27. Это перемещение втулки равносильно действию жесткой обратной связи, так как в результате такого перемещения совмещаются масляные каналы полостей виге поршнями золотника 29.
Перемещение якоря датчика 11 влево приводит к увеличению нагрузки на генератор, а следовательно, и на дизель. Вследствие этого снизится угловая скорость грузов 22, поршень 9 сместится вверх (в сторону увеличения подачи топлива). Это восстановит прежнее положение золотника 29 и втулки 28 при новом положении поршня 12 и, следовательно, якоря датчика 11. Увеличение вследствие этого нагрузки на генератор восстановит нагрузку на дизель. Регулирование мощности обеспечивает работу силовой установки при различных нагрузках в области наибольшего КПД вследствие перевода работы двигателя на соответствующие скоростные режимы.
Внешний вид регулятора показан на рис. 176.
|