В регуляторах непрямого действия усилие, необходимое для перестановки органа управления топливного насоса, создается гидравлическим усилителем (серводвигателем).
Перестановочное усилие серводвигателя зависит от перепада давлений в рабочих полостях и рабочей площади поршня 5П.
Наиболее часто давление рабочего масла в регуляторах непрямого действия с автономной масляной системой поддерживается в пределах 0,5—0,8 МПа. Например, масляная система регулятора 2Д100 настраивается на 0,65—0,70 МПа.
В регуляторах с неавтономной масляной системой, связанной с масляной системой двигателя, рабочее давление масла можно устанавливать масляными насосами самого двигателя, поэтому при расчете регулятора считается заданным.
После выбора рабочего давления масла следует определить ход поршня и его рабочую площадь.
Ход поршня серводвигателя, кинематически жестко связанного с рейками топливного насоса, обусловливается ходом рейки насоса от полной подачи топлива до подачи холостого хода и передаточным отношением механизма, связывающего рейки топливных насосов со штоком серводвигателя. Целесообразно размеры механизма связи выбирать таким образом, чтобы передаточное отношение обеспечивало перемещение поршня серводвигателя при полном сбросе нагрузки в пределах 7—12 мм.
При выборе размеров рабочих органов регуляторов рекомендуется пользоваться понятием работоспособности R регулятора, причем
R = Ecyн,
где Ес — средняя за ход сила, развиваемая серводвигателем; ун — ход поршня серводвигателя от нулевой подачи топлива до подачи на номинальном режиме.
Потребное значение работоспособности рекомендуется определять по формуле
R = k?нiдVh
где iдVh — литраж двигателя; ?н— степень наддува; k — коэффициент, выбираемый для регуляторов непрямого действия в пределах 150—300.
Значение работоспособности R дает возможность подобрать для двигателя регулятор непрямого действия из унифицированного размерного ряда (пяти размерностей). Каждой размерности соответствует определенное значение работоспособности. Так, при 1-й размерности R = 1 Н ? м, при 2-й размерности — З Н ? м, при 3-й — 10 Н ? м, при 4-й — 30 Н ? м, причем это значение может быть снижено до 15 Н ? м путем снижения давления масла. Значение работоспособности регуляторов 5-й размерности для самых мощных дизелей выбрано ориентировочно и составляет около 54 Н ? м.
Значение работоспособности, найденное по приведенной выше формуле, можно использовать для определения основных конструктивных размеров регулятора. Так объем Vс, проходимый поршнем серводвигателя, следует определять по формуле
Vc = 2R / ?p ,
где ? — число управляемых полостей серводвигателя, р — рабочее давление масла.
Для серводвигателя двойного действия (см. рис. 147, а) ? = 2; для серводвигателей, показанных на рис. 147, б и в, ? = 1.
Номинальный ход поршня серводвигателя можно оценить по эмпирической формуле
Конструкция серводвигателя должна предусматривать больший диапазон перемещения поршня: ук = (1,6?2,0) ун.
Зная Vс и ун, можно определить и рабочую площадь поршня серводвигателя:
sп = Vc / yн.
Если серводвигатель выбирают с дифференциальным поршнем (см. рис. 147, б), то sп— площадь поршня по наибольшему диаметру.
В этом случае меньшая площадь поршня sм.п ? sп/2. Диаметр золотника
Следует иметь в виду, что при малых размерах золотника быстродействие регулятора уменьшается.
Конструктивный ход золотника хк может быть выбран в пределах (0,15 ? 0,30)dз.
Зная размеры серводвигателя и золотника, а также определив их перемещения, можно приступить к расчету чувствительного элемента. Значение восстанавливающей силы чувствительного элемента предварительно оценивают по соотношению E = (35?85) d32 Н. Дальнейший расчет не имеет принципиальных отличий от статического расчета чувствительных элементов регуляторов прямого действия.
|