Судовые двигатели

Основные виды передач в турбинах

Для передачи мощности между турбиной и гребным валом устанавливают передачу. Существуют три типа передач: гидрав­лическая, электрическая и зубчатая.

Гидравлическая передача осуществляется посредством цент­робежного насоса, приводимого в действие турбиной, и нагнета­ющего воду или масло на лопасти гидравлической турбины, которая вращает валопровод. Преимуществом гидравлической передачи является реверсивность, в результате чего не требуется уста­новка специальных ступеней заднего хода. Из-за ряда существен­ных недостатков — сложности устройства и обслуживания, малого передаточного отношения (не более 5—1), невозможности пере­дачи вращения от нескольких турбин и низкого к. п. д. (85— 90%) —гидравлические передачи в современных судовых турбин­ных установках не применяют.

Электрическая передача осуществляется с помощью электро­генератора, вращаемого турбиной, и гребного электродвигателя, вращающего гребной винт. Электрическая передача обладает не­которыми преимуществами: реверсивностью, бесшумностью, отсут­ствием промежуточных валов, возможностью дистанционного уп­равления, возможностью мгновенной перегрузки гребных электро­двигателей и полной мощностью переднего хода на заднем ходу. Электропередачи широко применяют на современных ледоколах, мощных буксирах и крупных пассажирских судах. Основные не­достатки электропередач: относительно низкий к. п. д. (85—94%), высокая первоначальная стоимость, большой вес и габариты.

Зубчатая передача осуществляется посредством ведущих шесте­рен, насаженных на вал турбины, и ведомого колеса, вращаю­щего валопровод. Эти передачи наиболее приемлемы для современ­ных судовых энергетических установок с паровыми и газовыми турбинами. Они имеют высокий к. п. д. (96—98%), небольшой вес и габариты, просты в устройстве и обслуживании и обеспечи­вают передачу мощности от нескольких турбин на один гребной винт.

Схема двойных зубчатых передач

Зубчатые передачи делятся на одинарные и двойные. Передача с одной парой зубчатых колес позволяет уменьшить частоту вра­щения ведомого вала не более чем в 20 раз, а передачи с двумя парами колес — в 100—150 раз, что особо важно для современных быстроходных турбин. Двойные зубчатые передачи в свою оче­редь делятся на цепные и гнездовые. В цепных (рис. 39, а) пере­дачи расположены последовательно одна за другой. В гнездовых или встроенных передачах (рис. 39,6) колеса первой пары разме­щаются между зубчатыми венцами колес второй ступени.

Схема зубчатой передачи ТЗА Кировского завода