В качестве главных двигателей в современных энергетических установках морских судов применяют двигатели внутреннего сгорания, паровые и газовые турбины.
Выбор главных двигателей производят исходя из условий длительной и бесперебойной работы, минимального расхода топлива и смазки, простоты устройства и удобства обслуживания, малых веса и габаритов, минимальной стоимости изготовления, эксплуатации и ремонта.
Дизельные установки по использованию топлива являются наиболее рентабельными. Удельный расход топлива в установках с малооборотными дизелями с наддувом составляет 210— 218 г/(квт·ч), в современных газотурбинных установках с СПГГ 265—285 г/(квт·ч) и в паротурбинных — 300—340 г/(квт·ч). Высокий удельный расход топлива в поршневых паровых машинах и комбинированных турбопоршневых (400—610 г/(квт·ч)) и ограниченные возможности применения пара с высокими параметрами являются одной из причин отказа от дальнейшего использования установок с этими двигателями.
В последние годы на отечественных заводах построены серии сухогрузных судов типа «Ленинский комсомол» и танкеров типа «Пекин» и «София» с паротурбинными установками, крупные рыбопромысловые суда, китобойные базы «Советская Россия» и «Советская Украина» с дизельными установками. Одним из самых мощных атомных судов с паротурбинной установкой является ледокол «Ленин». В ближайшие годы намечен выпуск дизельных танкеров и крупных сухогрузных судов с использованием автоматического управления энергетическими установками.
|