Зубчатые колеса и шестерни применяют с наклонными зубцами, что обеспечивает плавность и бесшумность передачи.
В косозубой передаче сопротивление зуба увеличивается пропорционально 1/sin ?, где ? — угол наклона зуба. Для компенсации осевых усилий зубчатые колеса и шестерни выполняются с двойным наклоном зубцов в разные стороны, т. е. шевронными.
Зубчатые колеса состоят из вала, зубчатых венцов и средней части, соединяющей вал с венцами.
На современных судах среднюю часть колеса выполняют в виде стальных диафрагм, которые прикрепляют к валу и ободу болтами либо с помощью сварки. Такие колеса имеют небольшой вес и просты в изготовлении и для монтажа. На рис. 40 зубчатое колесо 4 второй ступени редуктора состоит из вала 11, двух внешних 14 и одного внутреннего 15 диска, соединенных с валом и зубчатым венцом болтами 12. Вал колеса изготовлен из стали 43Н, а ободы из стали 0ХН1М.
Шестерня 7 цельнокованая пустотелая изготовлена заодно свалом из материала с большей прочностью и твердостью, чем ободы, так как каждый зуб шестерни чаще находится в зацеплении. Поковка обода зубчатого колеса и шестерня подвергаются закалке до высокой степени твердости.
Торсионные, или гибкие, валики проходят через пустотелую шестерню и предназначены для передачи ей мощности от ротора турбины. Такое соединение шестерни и турбины обеспечивает защиту зубчатой передачи от ударных нагрузок, вызванных крутильными колебаниями, ударом лопастей о посторонние предметы и др.
Подшипники валов зубчатых колес и шестерен имеют разъемные вкладыши, залитые со стороны рабочей поверхности баббитом. Все вкладыши имеют отверстия для подвода масла и две продольные канавки для распределения масла вдоль шейки вала. Вкладыши закрывают литыми крышками подшипников, которые соединяются с корпусом редуктора шпильками и установочными штифтами. На крышках имеются отверстия для установки рымов, термометров и маслоуказателей и для заливки вкладышей консервирующим маслом.
Корпус зубчатой передачи воспринимает все усилия, возникающие в процессе работы редуктора, и крепится к судовому фундаменту. Корпус редуктора выполняется обычно сварно-литым. Его нижняя часть сварена из двух отливок и набора стальных листов, усиленных ребрами жесткости, а средняя часть — в виде трех сварных балок из отдельных стальных отливок, соединенных между собой продольными и поперечными стальными листами. В средней части расположены опорные подшипники зубчатых колес первой ступени и шестерен второй ступени, вспомогательные упорные подшипники и форсунки для смазки зацепления шестерен второй ступени и колеса. Средняя и нижняя части корпуса редуктора соединяются между собой болтами по горизонтальному разъему. Верхние части корпуса состоят из двух отливок и набора листов, усиленных ребрами жесткости. В отливках расположены опорные подшипники шестерен. Все детали, установленные в корпусе редуктора, и масляные полости закрыты сварными съемными кожухами. Поддон редуктора выполнен в виде легкой сварной конструкции из листов с ребрами жесткости и соединяется с нижней частью корпуса болтами. Собранное в поддоне масло отводится в цистерну, расположенную в междудонном пространстве.
Форсунки предназначены для подвода масла к зубчатому зацеплению со стороны переднего и заднего ходов. Каждая форсунка состоит из распыливающей головки и трубки, изогнутой по месту. По длине шестерни устанавливается несколько форсунок с таким расчетом, чтобы конусы распыла масла перекрывали друг друга.
Смазка подшипников и зацепления осуществляется турбинным маслом под давлением 0,05—0,08 Мн/м2.
Валы зубчатых колес изготовляют коваными из стали с присадкой никеля (1,5—3%), венцы — из качественной углеродистой легированной стали (никелевой, хромоникельмолибденовой), а шестерни— из никелевой стали (3,5%). Корпуса и съемные крышки шестерней обычно сваривают из листовой стали, и для увеличения прочности к ним приваривают ребра жесткости из профильной стали и кованых или литых корпусов подшипников.
|