Соединительные муфты предназначены для соединения роторов турбин с шестернями редуктора, валом генератора или вспомогательным механизмом.
По конструкции муфты могут быть жесткие, подвижные и эластичные.
Жесткие муфты чаще всего применяют в турбинах небольшой и средней мощности, а также для соединения большого зубчатого колеса с валопроводом. Соединяемые валы отковывают с концевыми фланцами, которые болтами жестко скреплены между собой (рис. 41). Между фланцами вставляется пригоняемая при сборке турбины прокладка. Правильная центровка отверстий под болты обеспечивается центрующей шайбой, удаляемой после сверления и райберовки отверстий.

Подвижные муфты разделяются на кулачковые и зубчатые. Такие муфты допускают некоторое относительное осевое и радиальное смещение соединяемых концов ротора турбины и вала шестерни в результате тепловых деформаций и прогиба фундаментов под действием переменной нагрузки судна.

На рис. 42 показана кулачковая муфта. На конических частях валов 14 турбины и шестерни 7 закреплены двумя шпонками 15 с помощью гаек 3 и 11 звездочки 4 и 12, па окружности которых имеются кулачки 5. Па звездочки надет корпус 9, состоящий из двух частей, соединенных между собой проставкой 2. На внутренних поверхностях корпуса имеются зубцы 10, входящие во впадины между кулачками звездочек с небольшим зазором. С торцов к корпусу крепятся стальные щитки 13. Надежная работа муфты достигается подачей из подшипников масла па кольцевой козырек 6; из него под действием центробежных сил масло поступает по каналам 8 на рабочие боковые поверхности кулачков. Из боковых поверхностей кулачков масло вытекает в корпус и далее поступает через отверстия 1 на слив. Для реверсивных турбин масло подводится на обе боковые поверхности кулачков. Основным недостатком кулачковых муфт является весьма трудоемкая ручная пригонка боковых поверхностей кулачков.
Зубчатые муфты просты и надежны в работе, широко применяются в современных судовых турбинных установках. Основное отличие зубчатых муфт от кулачковых заключается в том, что вместо кулачков на звездочках и внутри барабана нарезаются зубцы с эвольвентным профилем. Нарезка зубцов производится па зубонарезных станках, что обеспечивает высокую точность их профиля без ручной пригонки. Количество зубцов в два-три раза больше количества кулачков в кулачковых муфтах, благодаря чему в зубчатых муфтах наблюдается меньшее удельное давление на соприкасающиеся поверхности.

На рис. 43 показана зубчатая муфта высокого давления турбозубчатого агрегата. Зубчатые венцы 1 и 3 соединяются болтами 4 с фланцами полумуфт и при помощи зубчатого зацепления с торсионным валом 2. Смазка зубцов муфты производится поступающим из специальных форсунок маслом, которое под действием центробежной силы подается на зубцы венцов и торсионного вала.

Эластичные муфты разделяются на пружинные и гидравлические. Наибольшее применение имеют пружинные. На рис. 44, а показана пружинная муфта, состоящая из двух звездочек с большим числом кулачков. Звездочки насажены на концы соединяемых валов. По окружности между кулачками помещается волнообразная пружина 2, разрезанная на несколько частей для облегчения сборки. Кожух 1 закрывает муфту и удерживает пружину от выпадания. Эти муфты не только допускают смещение осей соединяемых валов, но и способны воспринимать ударные нагрузки. Криволинейные боковые поверхности кулачков дают пружине свободно прогибаться, чем сохраняется постоянное удельное давление на кулачки. На рис. 44, б показано положение пружины при нормальной нагрузке, на рис. 44, в — при наибольшей расчетной нагрузке и на рис. 44, г.— при ударной перегрузке.
|