Главное меню

Судовые двигатели

Соединительные муфты в турбинах

Соединительные муфты предназначены для соединения рото­ров турбин с шестернями редуктора, валом генератора или вспо­могательным механизмом. По конструкции муфты могут быть жесткие, подвижные и эластичные.

Жесткие муфты чаще всего применяют в турбинах небольшой и средней мощности, а также для соединения большого зубча­того колеса с валопроводом. Соединяемые валы отковывают с концевыми фланцами, которые болтами жестко скреплены между собой (рис. 41). Между фланцами встав­ляется пригоняемая при сборке турбины прокладка. Правильная центровка отверстий под болты обеспечивается центрующей шайбой, удаляемой после сверления и райберовки отверстий.

Жесткая муфта

Подвижные муфты разделяются на кулачковые и зубчатые. Такие муфты допускают некоторое относительное осевое и ради­альное смещение соединяемых концов ротора турбины и вала ше­стерни в результате тепловых деформаций и прогиба фундаментов под действием переменной нагрузки судна.

Кулачковая муфта

На рис. 42 показана кулачковая муфта. На конических частях валов 14 турбины и ше­стерни 7 закреплены двумя шпонками 15 с помощью гаек 3 и 11 звездочки 4 и 12, па окружности которых имеются кулачки 5. Па звездочки надет корпус 9, состоящий из двух частей, соеди­ненных между собой проставкой 2. На внутренних поверхностях корпуса имеются зубцы 10, входящие во впадины между кулач­ками звездочек с небольшим зазором. С торцов к корпусу крепятся стальные щитки 13. Надежная работа муфты достигается подачей из подшипников масла па кольцевой козырек 6; из него под дей­ствием центробежных сил масло поступает по каналам 8 на рабо­чие боковые поверхности кулачков. Из боковых поверхностей ку­лачков масло вытекает в корпус и далее поступает через отверстия 1 на слив. Для реверсивных турбин масло подводится на обе боковые поверхности кулачков. Основным недостатком кулачко­вых муфт является весьма трудоемкая ручная пригонка боковых поверхностей кулачков.

Зубчатые муфты просты и надежны в работе, широко приме­няются в современных судовых турбинных установках. Основное отличие зубчатых муфт от кулачковых заключается в том, что вместо кулачков на звездочках и внутри барабана нарезаются зубцы с эвольвентным профилем. Нарезка зубцов производится па зубонарезных станках, что обеспечивает высокую точность их профиля без ручной пригонки. Количество зубцов в два-три раза больше количества кулачков в кулачковых муфтах, благодаря чему в зубчатых муфтах наблюдается меньшее удельное давле­ние на соприкасающиеся поверхности.

Зубчатая муфта

На рис. 43 показана зубчатая муфта высокого давления турбозубчатого агрегата. Зубчатые венцы 1 и 3 соединяются болтами 4 с фланцами полумуфт и при помощи зубчатого зацепле­ния с торсионным валом 2. Смазка зубцов муфты производится поступающим из специальных форсунок маслом, которое под дей­ствием центробежной силы подается на зубцы венцов и торсион­ного вала.

Пружинная муфта

Эластичные муфты разделяются на пружинные и гидравли­ческие. Наибольшее применение имеют пружинные. На рис. 44, а показана пружинная муфта, состоящая из двух звездочек с боль­шим числом кулачков. Звездочки насажены на концы соединяемых валов. По окружности между ку­лачками помещается волнообраз­ная пружина 2, разрезанная на несколько частей для облегчения сборки. Кожух 1 закрывает муфту и удерживает пружину от выпадания. Эти муфты не только до­пускают смещение осей соединяемых валов, но и способны воспри­нимать ударные нагрузки. Криволинейные боковые поверхности кулачков дают пружине свободно прогибаться, чем сохраняется постоянное удельное давление на кулачки. На рис. 44, б показано положение пружины при нормальной нагрузке, на рис. 44, в — при наибольшей расчетной нагрузке и на рис. 44, г.— при ударной пе­регрузке.