Валоповоротные устройства предназначены для проворачивания роторов турбин и зубчатой передачи при прогревании, остановке турбин и заливке подшипников консервирующим маслом на стоянке, а также для осмотра состояния зубчатого зацепления.
На рис. 45 показан общий вид валоповоротного механизма судового ТЗА, состоящего из двух последовательно соединенных червячных передач, заключенных в сварно-литом корпусе 8. Вращение от реверсивного электродвигателя передается на червяк, находящийся в зацеплении с червячным колесом первой ступени, которое насажено на конец вала червяка 1 второй ступени. Ступица 11 червячного колеса 10 второй ступени выполнена в виде полого вала, в котором свободно перемещается в осевом направлении зубчатая муфта 12. Включение и выключение валоповоротного механизма производится вручную вращением маховика 4, соединенного при помощи шпонки с втулкой 3, которая, вращаясь, приводит шпиндель 5 в поступательное движение. Шпиндель давит на пружину 9 и вводит зубчатую муфту в зацепление с шестерней высокого давления первой ступени редуктора. При помощи шлицевого соединения зубчатая муфта и ступица червячного колеса находятся между собой в постоянном зацеплении. При необходимости выключить валоповоротный механизм, необходимо маховик вращать против часовой стрелки до выхода отверстия для чеки 2 на шпинделе из втулки 3. Этим фиксируется выключенное положение механизма. В механизме предусмотрено блокировочное устройство, не позволяющее открыть быстрозапорный клапан при включенном валоповоротном механизме. При включенном механизме золотник 6 открывает доступ масла, поступающего по штуцеру 7 в межзолотниковое пространство, к масляному выключателю системы защиты. При отсутствии электроэнергии предусмотрена возможность вращения механизма вручную специальной рукояткой, которая надевается на нижний конец вала червяка первой ступени.
|