Главная Электродвигатели Свойства электродвигателей Нагревание и охлаждение электродвигателей
Нагревание и охлаждение электродвигателей

При работе любого электродвигателя часть поступающей к тему энергии затрачивается на потери, связанные с нагревом обмоток и магнитопроводов, трением в подшипниках и враща­ющихся частей о воздух. Хотя потери энергии в современных электродвигателях невелики, при их работе все же выделяется значительное количество тепла, что приводит к нагреву элек­тродвигателей. Различают постоянные и переменные потери в электрических машинах. Величина первых не зависит или мало зависит от нагрузки машины. К ним относятся потери на перемагничивание, на вихревые токи, на нагрев параллельных об­моток возбуждения и на трение (о воздух, в подшипниках, на щетках и т. п.). К переменным относят потери, пропорциональ­ные квадрату тока нагрузки. Это потери на нагрев обмотки якоря или статора), последовательных обмоток возбуждения, коллектора и т. п. На холостом ходу нагрев машин определяется постоянными потерями. По мере загрузки машины увеличиваются переменные потери и нагрев ее повышается.

Таким образом, вопросы нагрева электродвигателей имеют большое практическое значение, так как нагревом должна оп­ределяться допустимая нагрузка электродвигателя. Темпера­тура неработающей машины равна температуре окружающего воздуха. Если машина приведена в рабочее состояние и нагруз­ка на ,нее постоянна, то в каждую единицу времени в ней на­чинают выделяться определенные порции тепла. В начальный момент работы все выделенное в машине тепло почти полно­стью идет на ее нагрев, при этом повышается температура ма­шины, т. е. появляется температурный перепад ? между темпе­ратурой машины и температурой окружающей среды. При по­явлении температурного перепада машина начинает часть вы­деляющегося в ней тепла отдавать окружающей среде путем конвекции, лучеиспускания и теплопроводности.

Чем выше перепад ?, тем больше тепла машина будет отда­вать окружающей среде. Наконец, перепад достигает такого предельного значения ?пр, когда все выделяемое в машине тепло станет отводиться в окружающую среду и нагрев машины прекратится, т. е. ее температура достигнет значения, предель­ного для данной нагрузки.

В случае, когда нагрузка на машину превышает допусти­мую, установившаяся температура может оказаться слишком высокой и превысит допустимую. Установившаяся температу­ра работающей машины не должна превосходить величины, оп­ределяемой теплоемкостью ее изоляции.

Современные электроизоляционные материалы, используе­мые в электрических машинах, делятся на классы: А, В и др. К материалам класса А относятся хлопок, шелк и другие подоб­ные органические материалы, пропитанные специальными лака­ми или маслами, различные эмали. К материалам класса В отно­сятся материалы из слюды или асбеста, пропитанные органиче­скими связующими составами.

Для всех изоляционных материалов классов А и В ГОСТом установлены допускаемые превышения температуры при температуре охлаждающего воздуха +35°С. Номинальная мощность электродвигателей нормируется для температуры охлаждающего воздуха до 40°С. Если кран или другой механизм предназначается для работы при температуре окружающей среды более 40°С, при выборе электродвигателей нужно учи­тывать это обстоятельство и вводить соответствующую (поправку, повышающую мощность электродвигателей. В качестве первого приближения можно рекомендовать следующее эмпирическое правило: учитывать повышенную температуру воздуха, увели­чивая мощность выбираемого двигателя на 1% при повышении температуры воздуха на 1 ?С.

Для максимального использования (по тепловым возмож­ностям) всех применяемых в электродвигателе материалов не­обходимо, чтобы при полной нагрузке его отдельные части на­гревались до температур, близких к предельно допустимым. С этой же целью используется искусственное охлаждение элек­тродвигателей, позволяющее большую часть выделяющегося при работе машины тепла отдавать окружающей среде и тем самым повышать нагрузку без опасности разрушения изоляции машины. Большинство электродвигателей, используемых для привода подъемно-транспортных машин, оборудуется самовентиляцией. Лишь электродвигатели, работающие в особо тя­желых условиях, могут иметь независимую вентиляцию. В этом случае воздух через внутренние полости машины продувается независимым вентилятором.

Напрев электрической машины характеризует зависимость вида ? = f(t). Аналитическое определение этой зависимости за­труднено тем, что электрическая машина не является однород­ным телом. Отдельные ее части имеют различные теплоемкости, теплопроводности и теплоотдачу. Они по-разному нагреваются и по-разному отдают тепло окружающей среде. Если для упро­щения принять, что электрическая машина является однород­ным телом, то задача определения зависимости вида ? = f(t) может быть решена следующим образом.

Предварительно примем следующие обозначения:

? — температурный перепад, град;

q — количество тепла, выделяемого в машине, кал/сек;

с — теплоемкость машины, кал/град;

А — теплоотдача машины, кал/градсек.

За время dt в машине выделится Q=qdt калорий тепла.

где Q1 — тепло, затрачиваемое за время dt на нагрев машины;

Q2 — тепло, отданное окружающей среде за это же время. За время dt температурный перепад машины возрастет на вели­чину d?. Следовательно,

Подставив эти выражения в уравнение (8), получим диф­ференциальное уравнение теплового баланса машины

Интеграл этого уравнения, решаемого относительно t,

Примем за начальные условия t = 0 и ? = ?0 (?0 — темпера­турный перепад машины). Тогда

Теперь выражение (12) примет вид

Подставив это выражение в уравнение (11) и произведя пре­образования, получим

Полученное уравнение и является аналитически выраженной зависимостью температурного перепада ? от времени t. Поло­жив в этом уравнении t = ? , получим значение ?пр:

Следовательно, величина предельного или установившегося пе­репада ?пр, а значит, и установившаяся температура машины зависят лишь от количества тепла, выделяемого в машине за единицу времени, и от ее теплоотдачи.

Величина входящая в показатель степени в уравнении (15), имеет размеренность времени и называется по­стоянной времени нагревания. Эта величина от нагрузки ма­шины не зависит и физически является тем временем, в течение которого машина достигла бы перегрева, равного предель­ному, при отсутствии теплоотдачи в окружающую среду. Зна­чение постоянной времени нагревания зависит от мощности и конструктивных особенностей машины и колеблется в пределах от 1 до 4 ч. Приближенно величину постоянной времени нагревания можно определить по эмпирической формуле:

где ?1, ?2 и ?3 — значения температуры машины, измеренные че­рез равные промежутки времени ?t.

Таким образом, уравнение (15) примет вид:

Из этого уравнения вытекает, что теоретически предельный перегрев достигается машиной по истечении бесконечно боль­шого периода времени.

Однако практически можно считать, что машина достигает предельного (установившегося) перегрева по истечении времени, равного (3?4)Т. Действительно, подставив в уравнение (18) значение t = 3Т, получим, что ? = 0,95?пр, а при t = 4Т ? = 0,98 ?пр

Кривые нагрева и охлаждения электрических машин при постоянной нагрузке

Кривая, соответствующая уравнению (18), называется экспонентой (рис. 7). Уравне­нию (18) соответствует кри­вая 1. Кривой 2 соответствует уравнение

которое можно получить, при­няв ?0=0. Кривые охлаждения электрических машин подобны кривым нагрева. Действитель­но, если выделение тепла в ма­шине прекратится (q = 0), то уравнения (15) и (18) примут вид:

которому соответствует кривая 3, представляющая собой кривую охлаждения машины от начального перегрева до нуля.

Следует иметь в виду, что значения Т в уравнениях (19) и (20) должны быть одинаковыми, если принять электрическую машину за однородное тело. В действительности же постоян­ная времени нагревания вращающейся машины меньше посто­янной времени охлаждения этой же машины и составляет в среднем 0,25?0,7 Тохл.