Пуск электростартером

Электростартеры представляют собой электродвигатели постоян­ного тока, питающегося от аккумуляторных батарей. Они снабжены специальным устройством для временного (на период пуска) сцепле­ния с зубчатым венцом маховика двигателя. У нас в СССР выпускают электростартеры мощностью от 0,6 до 15 л. с. В основном они пред­назначаются для автомобильных и тракторных карбюраторных двигателей, по применяются и для быстроходных дизелей.

Устройство электростартера с инерционным включением

Существует несколько разновидностей сцепления и вывода из сцепления шестерни стартера с зубчатым венцом маховика. Для примера на фиг. 133 представлено устройство электростартера с так называемым инерционным включением. Болтом 1 один конец мощной пружины 9 прикрепляется к валу 4 якоря стартера. Другой конец пружины присоединен к винтовому валу 3 при помощи болта 2. Таким образом, вал якоря соединен с винтовым валом-пружиной, являющейся амортизатором. Шестерня 7 навинчена свободно, как гайка, на винтовом валу, в конце которого жестко надета шайба 5. При включении электрического тока вал якоря начинает вращаться, вместе с ним вращение через пружину 9 передается винтовому валу 3. Шестерня же 7 не будет вовлечена во вращение, так как массив­ный противовес 8 воспрепятствует этому. Однако эта шестерня навинчивается на вращающийся винтовой вал 3 и получает осевое перемещение вправо, вследствие чего ее зубцы входят в зацепление с зубчатым венцом маховика 6. Ход шестерни 7 ограничен шайбой 5. С этого момента она, заклинившись, придет во вращение вместе с винтовым валом, а следовательно, приведет во вращение маховик двигателя. Таким образом, стартер начинает приводить в движение двигатель. С момента запуска двигателя, когда вспышки топлива следуют одна за другой, число оборотов вала двигателя будет возра­стать и шестерня 7, увлекаемая маховиком, начнет вращаться быстрее винтового вала 3, свинчиваясь с него и передвигаясь влево. В результате этого перемещения шестерня выйдет из зацепления с маховиком и стартер будет разобщен от двигателя.

Автоматическое сцепление вала стартера с валом двигателя производится также рычажным электромагнитным включением, когда рычаг принудительного перемещения шестерни получает усилие от специального электромагнита.

Оба указанных способа позволяют осуществить запуск дистан­ционно. Принудительное перемещение шестерни можно осуществить рычагом, получающим усилие от тяги или педали, приводимых чело­веком.