Электростартеры представляют собой электродвигатели постоянного тока, питающегося от аккумуляторных батарей.
Они снабжены специальным устройством для временного (на период пуска) сцепления с зубчатым венцом маховика двигателя. У нас в СССР выпускают электростартеры мощностью от 0,6 до 15 л. с. В основном они предназначаются для автомобильных и тракторных карбюраторных двигателей, по применяются и для быстроходных дизелей.
Существует несколько разновидностей сцепления и вывода из сцепления шестерни стартера с зубчатым венцом маховика. Для примера на фиг. 133 представлено устройство электростартера с так называемым инерционным включением. Болтом 1 один конец мощной пружины 9 прикрепляется к валу 4 якоря стартера. Другой конец пружины присоединен к винтовому валу 3 при помощи болта 2. Таким образом, вал якоря соединен с винтовым валом-пружиной, являющейся амортизатором. Шестерня 7 навинчена свободно, как гайка, на винтовом валу, в конце которого жестко надета шайба 5. При включении электрического тока вал якоря начинает вращаться, вместе с ним вращение через пружину 9 передается винтовому валу 3. Шестерня же 7 не будет вовлечена во вращение, так как массивный противовес 8 воспрепятствует этому. Однако эта шестерня навинчивается на вращающийся винтовой вал 3 и получает осевое перемещение вправо, вследствие чего ее зубцы входят в зацепление с зубчатым венцом маховика 6. Ход шестерни 7 ограничен шайбой 5. С этого момента она, заклинившись, придет во вращение вместе с винтовым валом, а следовательно, приведет во вращение маховик двигателя. Таким образом, стартер начинает приводить в движение двигатель. С момента запуска двигателя, когда вспышки топлива следуют одна за другой, число оборотов вала двигателя будет возрастать и шестерня 7, увлекаемая маховиком, начнет вращаться быстрее винтового вала 3, свинчиваясь с него и передвигаясь влево. В результате этого перемещения шестерня выйдет из зацепления с маховиком и стартер будет разобщен от двигателя.
Автоматическое сцепление вала стартера с валом двигателя производится также рычажным электромагнитным включением, когда рычаг принудительного перемещения шестерни получает усилие от специального электромагнита.
Оба указанных способа позволяют осуществить запуск дистанционно. Принудительное перемещение шестерни можно осуществить рычагом, получающим усилие от тяги или педали, приводимых человеком.
|