Главная Паровые машины Смазка паровых машин Общее понятие о смазочных материалах
Общее понятие о смазочных материалах

При работе машины в соприкасающихся деталях возникает тре­ние. На преодоление сил трения затрачивается часть работы; кроме того, трущиеся поверхности сильно изнашиваются, а сами детали перегреваются, что может вызвать их деформацию.

Образование масляного клина при вращении вала в подшипниках

Для уменьшения сил трения применяется смазка. При наличии смазки трущиеся металлические поверхности разъединяются тонким слоем масла, силы сцепления которого значительно меньше сил сцеп­ления металлических поверхностей. Кроме того, с целью уменьшения трения такие нагруженные трущиеся узлы, как подшипники, имеют на поверхности трения специальный антифрикционный сплав.

Чтобы обеспечить смазку, трущиеся детали должны быть собраны так, чтобы в местах трения между поверхностями оставался зазор, в который можно было бы подвести смазку. Во вращающихся частях зазор между валом и подшипником неодинаков: в верхней части больше, а в нижней меньше. Масло подается в подшипники в том месте, где зазор больше. При вращении вала масло увлекается поверхностью шейки вала из широкой части зазора в узкую (фиг. 48);

между валом и нижней частью подшипника образуется так называе­мый масляный клин; здесь создается повышенное давление масла, вследствие чего вал приподнимается в подшипнике и уже не касается его стенок.

Недостаточная смазка влечет за собой повышенный износ, перегрев, задиры трущихся поверхностей и вывод машины из строя. Так как процесс трения сопровождается выделением тепла, то доста­точное количество масла, идущее на смазку, обеспечивает отвод тепла от трущихся поверхностей. Однако слишком обильная смазка вредна, так как приводит к ненужным расходам масла и к загрязне­нию машины.

Применяемые для смазки масла характеризуются следующими основными свойствами:

липкостью, т. е. способностью хорошо прилипать к смазы­ваемым поверхностям;

вязкостью, т. е. достаточной силой сцепления частиц масла, способной выдержать давление между трущимися поверхностями, не выжимаясь из зазора;

температурой вспышки, т. е. температурой, при которой пары масла вспыхивают при приближении пламени, не вызы­вая горения самого масла; особое значение это свойство приобретает для цилиндров, работающих перегретым паром;

температурой застывания, т. е. температурой (наивысшей), при которой масло теряет свою текучесть; эта тем­пература характеризует пригодность масла для работы при низких температурах;

удельным весом, который не характеризует смазываю­щей способности масла, однако понижение удельного веса сопро­вождается понижением вязкости и температуры вспышки;

коксуемостью, т. е. способностью масла выделить твердый остаток при нагревании, приводящей к образованию нагара;

внешним видом и прозрачностью, которая характеризует степень очистки; наличие твердых частиц вызывает повышенное трение; почти полное отсутствие запаха —признак доброкачествен­ности масла; легко ощутимый запах свидетельствует о плохой очистке или наличии примесей;

окисляем остью кислородом воздуха, приводящей к обра­зованию различных кислот;

кислотностью, вызывающей разъедание металлических поверхностей.

В паровых машинах различают смазку внутреннюю и внешнюю. Под внутренней смазкой понимается смазка рабочих поверхностей, омываемых паром (цилиндры, золотники, сальники и проч.); под внешней —смазка деталей, не соприкасающихся с паром (подшип­ники и пр.).

Для внутренней смазки машин, работающих насыщенным паром, рекомендуется применять масло цилиндровое 24 (Вискозин), а при давлении свежего пара до 6 аm —цилиндровое 11 (цилиндро­вое 2). Для машин, работающих перегретым паром, наилучшим мас­лом является цилиндровое 52 (Вапор), затем цилиндровое 38 (цилинд­ровое 6).

При выборе масла для внешней смазки следует руководствоваться нагрузкой деталей, скоростью движения, величиной зазоров для смазки. При большой нагрузке детали и при относительно больших зазорах применяют более вязкое масло; при большой скорости дви­жения применяют менее вязкие сорта смазки.

Смазку подшипников коренного вала, шатуна, а также ползуна можно производить маслом индустриальным 45 (машинное С), инду­стриальным 50 (машинное СУ) или индустриальным выщелоченным 45В (машинное СВ). Внешнюю смазку всех незначительно нагружен­ных частей можно производить маслом индустриальным 30 (машин­ное Л).

В табл. 5 приведены некоторые свойства вышеуказанных масел.

В тех случаях, когда подведение жидкой смазки невозможно, применяют так называемые консистентные смазки, состоящие из смеси минерального масла с омыленным растительным маслом.