Якорь стартера двигателя СМД

Якорь стартера 5 (№ СТ25-3708200-А2, рис. 122) подле­жит ремонту при следующих неисправностях:

1) замыкание обмотки между секциями якоря;

2) замыкание обмотки между секцией и массой якоря;

3) замыкание пластин коллектора 4, износ рабочей поверхности коллектора не более 5 мм на диаметр;

4) износ поверхностей шеек вала 1; 8 и 13 (рис. 122) под подшипники до 0,3 мм и более, погнутость вала;

5) износ поверхности упорной шайбы 3 (рис. 122) бо­лее 0,5 мм по толщине.

Стартер СТ-100

Якорь стартера выбраковывают при:

1) внутреннем замыкании пластин коллектора;

2) износе поверхности коллектора более 5 мм на диаметр;

3) износе спиральных шлицов вала 11 и втулки 12 по ширине более 0,55 мм.

Ремонт обмотки. При замыкании обмотки между сек­циями якоря или между секцией и массой меняют изо­ляцию обмотки, а обмотку оставляют. Перед снятием проводов секций снимают бандажную проволоку с по­верхности якоря, а затем крейцмейселем вырубывают концы проводов секции из петушков ламелей (концы секции сваривают с петушками коллектора электродуго­вой сваркой). Освободив концы секции, снимают верх­ний слой проводов обмотай.

После снятия верхнего слоя удаляют старую изоля­цию. Перед снятием нижнего слоя проводов следует про­верить, отсоединились ли концы от петушков ламелей коллектора, после чего снять провода. При извлечении проводов из пазов якоря форму изгиба секций следует сохранить.

Старую изоляцию полностью удаляют из пазов, пазы зачищают шкуркой и обдувают сжатым воздухом. Если торцовая изоляция испорчена, ее удаляют и вместо этой изоляции на клее или изоляционном лаке устанавлива­ют изоляцию из рольного электроизоляционного картона ЭВС 0,4-0,03 +0,04мм (ГОСТ 2824—60), которому прида­ют форму паза.

Концы проводов секции и пазы в петушках ламелей очищают от окислов и грязи. Укладку секции ведут со­гласно схеме (рис. 124). Между секциями укладывают хлопчатобумажный чулок диаметром 2+0,5 мм ТУ 1365-51 длиной 3000 мм. После укладки секции концы проводов припаивают твердым медно-цинковым припоем ПМЦ54.

Уложенные верхние секции якоря закрепляют в па­зах путем чеканки железа якоря. После этого обмотки пропитывают лаком. Запаенные концы секций зачища­ют напильником. Затем на поверхность якоря навивают бандажи из проволоки М-0,8±0,003 мм (ГОСТ 9124— 59) по 5—6 витков на бандаж.

Схема намотки якоря стартера СТ-100

Начало и конец проволоки бандажа должны нахо­диться под скобой. Устанавливают всего 5 бандажей и 22 скобы. Бандажи припаивают припоем ПОС-40. Под бандажи устанавливают прокладку из электроизоляци­онного картона толщиной 0,3+0,03 -0,02мм.

Ремонт коллектора. Перемотанный якорь устанавли­вают в центрах токарного станка, предварительно про­верив и при необходимости исправив центровые отвер­стия, и обтачивают коллектор 4 (рис. 122). Допусти­мое уменьшение диаметра коллектора при обточке не должно превышать 5 мм на диаметр от номинального размера. Номинальный диаметр коллектора 55 —0,74 мм. Обтачивают коллектор подрезным резцом из твердого сплава ВК-3 или ВК-8 подобно тому, как выполняют эту операцию при ремонте якорей генераторов постоян­ного тока. Отремонтированный якорь должен подверга­ться испытанию на разнос при 1000 об/мин в течение 30 секунд. После испытания на разнос отдельные плас­тины коллектора не должны выступать более 0,01 мм. Биение поверхности коллектора допускается не более 0,05 мм относительно поверхности опорных шеек, а по­верхности железа якоря — 0,15 мм.