Судовые двигатели

Классификация судовых двигателей внутреннего сгорания

Основные признаки классификации судовых двигателей внутреннего сгорания сведены в табл. 1. Исходным классификационным признаком в этой таблице принят род топлива, на котором работает двигатель.

Классификация судовых двигателей внутреннего сгорания

Как видно из указанной таблицы, судовые двигатели работают: на тяжелом жидком топливе (газойль, «дизельное» топливо, соляровое масло, моторное топливо, мазут);

на легком жидком топливе (бензин, бензол, керосин, лигроин); на газообразном топливе (генераторный газ, природный газ).

Здесь недостает только твердого топлива. Уместно заметить, что опыты по сжиганию твердого пылевидного топлива в цилиндре двигателя в прош­лом проводились.

Для работы двигателя в цилиндр необходимо подавать топливо и воз­дух. В целом процесс подачи топлива и воздуха принято называть процессом заряжения.

Двигатели, работающие на тяжелых жидких сортах топлива, имеют отдельный подвод воздуха и топлива (внутреннее смесеобразование). Топ­ливо подается в цилиндр в распыленном виде, для чего подводится оно под высоким давлением. Раньше для этой цели применялся сжатый воздух — воздушное распыливание топлива. При этом цикл осуществляется:

за четыре хода поршня, или, соответственно, за два оборота коленча­того вала (четырехтактные двигатели);

за два хода поршня, или, соответственно, за один оборот коленчатого вала (двухтактные двигатели).

В двигателях, работающих на легких жидких сортах топлива, приме­няется так называемое внешнее смесеобразование, т. е. в цилиндр двигателя поступает смесь воздуха с парами топлива. Рабочий цикл осуществляется также в четыре и в два такта.

При работе двигателя на газообразном топливе применяют внешнее и внутреннее смесеобразование.

Заполнение цилиндра воздухом или рабочей смесью осуществ­ляется:

в четырехтактных двигателях без наддува — непосредственно засасы­ванием рабочим поршнем и в двухтактных — продувочным воздухом или смесью повышенного давления; -

в четырехтактных двигателях с наддувом — воздухом или смесью по­вышенного давления, нагнетаемыми наддувочным агрегатом, и в двухтакт­ных — продувочным воздухом.

По способу воспламенения рабочей смеси (табл. 1) двигатели разли­чаются с самовоспламенением топлива, в которых топливо, впрыснутое в цилиндр, самовоспламеняется без постороннего источника зажигания, к с принудительным зажиганием, в которых воспламенение рабочей смеси происходит от внешнего источника (электрическая искра, жидкое запальное топливо). Жидкое запальное топливо от нагрева сжатой газовой смесью прежде самовоспламеняется, а затем воспламеняет уже газовую смесь.

Двигатели, работающие на легких сортах жидкого топлива, для осуще­ствления внешнего смесеобразования имеют карбюраторы и поэтому назы­ваются карбюраторными.

Газовые двигатели, в которых жидкое топливо используется как за­пальное, называются газожидкостными.

Основные признаки классификации двигателей, рассмотренные в таб­лице, можно дополнить следующим.

По способу действия двигатели называются:

простого действия, когда рабочий цикл совершается только в одной полости цилиндра двигателя;

двойного действия, когда рабочий цикл совершается в обеих полостях цилиндра двигателя. Судовые двигатели двойного действия строятся только двухтактными и большой мощности;

двухтактные с противоположно движущимися поршнями (ПДП).

По конструктивному выполнению двигатели делятся на: тронковые двигатели, в которых роль ползуна выполняет направляю­щая (тронковая) часть поршня; двигатели с ползуном;

двигатели с вертикальным расположением цилиндров; двигатели с горизонтальным расположением цилиндров; двигатели с V-образным расположением цилиндров, а также с W-образным, ?-образным и т. д. ;

нереверсивные двигатели, имеющие одно постоянное направление вра­щения вала. При установке нереверсивного двигателя на судно в качестве главного двигателя изменение направления движения судна достигается специальными устройствами;

реверсивные двигатели, которые имеют механизм реверса, позволяю­щий изменять направление вращения вала двигателя;

двигатели правой модели, у которых направление вращения по часовой стрелке (если смотреть с кормы в нос судна);

двигатели левой модели, у которых направление вращения против ча­совой стрелки.

Двигатели делятся на тихоходные (средняя скорость поршня меньше 6.5 м/сек) и быстроходные (средняя скорость поршня равна или больше 6.5 м/сек).

По назначению судовые двигатели бывают:

главными (работают непосредственно или через передачу на гребной винт);

вспомогательными (приводят в движение электрогенератор судовой электростанции, компрессор и другие механизмы).