В абсолютном большинстве рассматриваемых регуляторов чувствительные элементы являются механическими и представляют собой вращающиеся грузы 2 (рис. 147), центробежная сила которых воспринимается пружиной 1.
Всережимность таких регуляторов обеспечивается применением пружин переменной жесткости 13 (рис. 148). При малой угловой скорости грузов деформируются витки большого диаметра, имеющей наименьшую жесткость.
При увеличении угловой скорости нижние витки большого диаметра соприкасаются с последующими и практически выключаются из работы. Вследствие этого деформируются витки меньшего диаметра, имеющие большую жесткость.
Постепенное увеличение жесткости пружины чувствительного элемента в соответствии с увеличением угловой скорости грузов обеспечивает возможность получения требуемых значений степени неравномерности в широком диапазоне скоростных режимов двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания — машина циклического действия, поэтому возникает неравномерность вращения коленчатого вала и связанных с ним деталей. Чтобы исключить появление колебаний угловой скорости, чувствительные элементы часто оборудуют демпфирующими устройствами. Например, в чувствительном элементе, изображенном на рис. 148, а, использован пружинно- гидравлический демпфер. Гашение колебаний угловой скорости в таком демпфере осуществляется с помощью кулачковой шайбы 7, жестко связанной с траверсой 8, и пружины 16. Кулачки шайбы 7 входят в заполненные маслом пазы корпуса и способствуют угловому смещению шайбы относительно корпуса. Концы пружины 16 жестко связаны один с траверсой 8, другой — с ведомым зубчатым колесом. Деформация пружины 16 (скручивание или раскручивание) и угловые перемещения кулачков создают равномерное вращение грузов при наличии колебаний угловой скорости на входе в чувствительный элемент. В чувствительном элементе, приведенном на рис. 148, б, с такой же целью использован демпфер с четырьмя пружинами 16, расположенными в пазах ведущего зубчатого колеса 17.
Входной координатой чувствительного элемента является регулируемый параметр — угловая скорость грузов ?р и, следовательно, угловая скорость ? коленчатого вала. Выходной координатой является положение z муфты (рис. 149, а).
|