Главное меню

Чувствительные элементы

В абсолютном большинстве рассматриваемых регуляторов чув­ствительные элементы являются механическими и представляют собой вращающиеся грузы 2 (рис. 147), центробежная сила кото­рых воспринимается пружиной 1. Всережимность таких регулято­ров обеспечивается применением пружин переменной жесткости 13 (рис. 148). При малой угловой скорости грузов деформируются витки большого диаметра, имеющей наименьшую жесткость.

При увеличении угловой скорости нижние витки большого диаметра соприкасаются с последующими и практически выключаются из работы. Вследствие этого деформируются витки меньшего диаме­тра, имеющие большую жесткость.

Постепенное увеличение жесткости пружины чувствительного элемента в соответствии с увеличением угловой скорости грузов обеспечивает возможность получения требуемых значений степени неравномерности в широком диапазоне скоростных режимов дви­гателя.

Двигатель внутреннего сгорания — машина циклического дей­ствия, поэтому возникает неравномерность вращения коленчатого вала и связанных с ним деталей. Чтобы исключить появление колебаний угловой скорости, чувствительные элементы часто обо­рудуют демпфирующими устройствами. Например, в чувствитель­ном элементе, изображенном на рис. 148, а, использован пружинно- гидравлический демпфер. Гашение колебаний угловой скорости в таком демпфере осуществляется с помощью кулачковой шайбы 7, жестко связанной с траверсой 8, и пружины 16. Кулачки шайбы 7 входят в заполненные маслом пазы корпуса и способствуют угло­вому смещению шайбы относительно корпуса. Концы пружины 16 жестко связаны один с траверсой 8, другой — с ведомым зубчатым колесом. Деформация пружины 16 (скручивание или раскручива­ние) и угловые перемещения кулачков создают равномерное вра­щение грузов при наличии колебаний угловой скорости на входе в чувствительный элемент. В чувствительном элементе, приведен­ном на рис. 148, б, с такой же целью использован демпфер с четырьмя пружинами 16, расположенными в пазах ведущего зубча­того колеса 17.

Входной координатой чувствительного элемента является регулируемый параметр — угловая скорость грузов ?р и, следо­вательно, угловая скорость ? коленчатого вала. Выходной коор­динатой является положение z муфты (рис. 149, а).