В абсолютном большинстве рассматриваемых регуляторов чувствительные элементы являются механическими и представляют собой вращающиеся грузы 2 (рис. 147), центробежная сила которых воспринимается пружиной 1.
Всережимность таких регуляторов обеспечивается применением пружин переменной жесткости 13 (рис. 148). При малой угловой скорости грузов деформируются витки большого диаметра, имеющей наименьшую жесткость.
![](/images/stories/avtomatika-regulirovanija/3-chast/1-49/2.gif)
При увеличении угловой скорости нижние витки большого диаметра соприкасаются с последующими и практически выключаются из работы. Вследствие этого деформируются витки меньшего диаметра, имеющие большую жесткость.
![](/images/stories/avtomatika-regulirovanija/3-chast/1-49/3.gif)
Постепенное увеличение жесткости пружины чувствительного элемента в соответствии с увеличением угловой скорости грузов обеспечивает возможность получения требуемых значений степени неравномерности в широком диапазоне скоростных режимов двигателя.
![](/images/stories/avtomatika-regulirovanija/3-chast/1-49/4.gif)
Двигатель внутреннего сгорания — машина циклического действия, поэтому возникает неравномерность вращения коленчатого вала и связанных с ним деталей. Чтобы исключить появление колебаний угловой скорости, чувствительные элементы часто оборудуют демпфирующими устройствами. Например, в чувствительном элементе, изображенном на рис. 148, а, использован пружинно- гидравлический демпфер. Гашение колебаний угловой скорости в таком демпфере осуществляется с помощью кулачковой шайбы 7, жестко связанной с траверсой 8, и пружины 16. Кулачки шайбы 7 входят в заполненные маслом пазы корпуса и способствуют угловому смещению шайбы относительно корпуса. Концы пружины 16 жестко связаны один с траверсой 8, другой — с ведомым зубчатым колесом. Деформация пружины 16 (скручивание или раскручивание) и угловые перемещения кулачков создают равномерное вращение грузов при наличии колебаний угловой скорости на входе в чувствительный элемент. В чувствительном элементе, приведенном на рис. 148, б, с такой же целью использован демпфер с четырьмя пружинами 16, расположенными в пазах ведущего зубчатого колеса 17.
Входной координатой чувствительного элемента является регулируемый параметр — угловая скорость грузов ?р и, следовательно, угловая скорость ? коленчатого вала. Выходной координатой является положение z муфты (рис. 149, а).
|