Присадки, предотвращающие образование в топливах кристаллов льда
Растворимость воды в топливах изменяется с их температурой, которая находится в непосредственной зависимости от температуры и влажности окружающей среды и ее изменений при смене времени суток и сезонов, а также в зависимости от климатических поясов.
Чем выше температура топлива, тем больше в нем гигроскопичной (растворенной) воды, чем ниже,— тем меньше растворимость воды, а избыток ее выделяется в виде мельчайших капелек, которые затем укрупняются и отстаиваются. Если избыточная конденсированная вода выделяется при охлаждении топлива до температуры ниже температуры кристаллизации воды, то в топливе и на поверхности емкости в надтопливном пространстве могут образоваться кристаллы льда, имеющие тонкую веретенообразную форму. Такие кристаллы образуются также в топливе при резком потеплении воздуха, когда содержащиеся в нем пары воды будут соприкасаться с холодным топливом, имеющим температуру более низкую, чем воздух.
В целом кристаллообразованию способствуют резкие и значительные изменения относительной влажности и температуры воздуха, а следовательно, насыщения водой и температуры топлива. Кристаллы образуются легче в более вязких дистиллятах (керосин, дизельное топливо) вследствие больших затруднений диффузионного характера, возникающих при эвакуации паров влаги из толщи топлива.
Образование кристаллов из воды представляет особую опасность для авиационного топлива, которое может быстро охладиться при наборе самолетом высоты не только в зимний, но и в летний период. На самолете при прохождении топлива через топливную систему на фильтре будут задерживаться и тем самым засорять его рабочее сечение кристаллы льда, что приведет к произвольному снижению количества топлива, поступающего в зону сгорания. Однако в топливо могут быть введены присадки, предотвращающие образование кристаллов льда. Такими присадками должны быть химические соединения, образующие с водой низко- замерзающие смеси, хорошо растворяющиеся в углеводородной среде при любой скорости охлаждения до температуры —60 °С. Присадки, предотвращающие образование кристаллов льда в топливе, обычно характеризуются наличием гидроксильных групп в структуре, отличающихся большим сродством к воде, и углеводородных радикалов достаточной длины для обеспечения растворимости присадки и ее комплекса с водой в топливе, а также предотвращения расслаиваемости смеси в диапазоне эксплуатационных температур.
К таким наиболее эффективным присадкам относится монометиловый эфир этиленгликоля и моноэтиловый эфир этиленгликоля. При добавлении к реактивному топливу до 0,3 вес. % присадки образование и выпадение кристаллов льда за счет воды, растворенной в топливе, при охлаждении системы до —60 °С исключается. Присадки обладают также некоторыми биоцидными свойствами. Для повышения маслянистости к монометиловому эфиру этиленгликоля добавляют до 10% глицерина.
С целыо предотвращения образования кристаллов льда в дизельных топливах при низких температурах в качестве присадок предложены вещества, по химическому строению близкие к присадкам такого же назначения для реактивных топлив. К их числу относятся следующие:
простые эфиры гликоля типа R—О—(СН2—СН2—O)n—Н, где R — алкил с 1—4 С-атомами; п= 1—5;
алкилдиолы с 4—21 С-атомами в боковых цепях;
простые эфиры типа R—О—(СН2)x—О—(СН2)У—О—R’, где R и R' — алкильные группы с 1—4 С-атомами; х и у равны 1—4;
эфиры-эстеры типагде R и R’ – алкильные группы с 1-4 С-атомами; n=1-4.
Такие присадки вводят в дизельные топлива в количестве 0,001—3,0 объемн. %.
|