Депрессорные присадки в дизельном топливе
Известны депрессорные присадки, несколько понижающие температуру кристаллизации или застывания дизельных топлив, одновременно улучшая их прокачиваемость в условиях пониженных температур окружающей среды.
Однако поскольку действие этих депрессорных присадок на топливо различного химического состава неодинаково, применение их практического значения пока не получило. Тем не менее выполненные в этом направлении работы свидетельствуют о целесообразности их продолжения.
Депрессорные присадки, как и другие присадки к топливам, являются поверхностно-активными веществами, характеризующимися повышенным сродством к мелкодисперсной твердой фазе. Кристаллообразование в топливе начинается с появления мельчайших центров с частицами размерами, характерными для коллоидной системы, т. е. намного меньше 1 мк. Если в этот период в топливе имеется депрессорная присадка, то под ее влиянием будет предотвращен рост и развитие кристаллов или агрегатов, отрицательно влияющих на температуру застывания, нормальную прокачиваемость и фильтруемость топлива. При введении в топливо присадки, в зависимости от ее химической структуры и, следовательно, активности, начало формирования твердой фазы с неблагоприятным размером частиц отодвигается в область более низких температур. Поэтому присадку следует вводить в топливо до зарождения твердой фазы, т. е. при достаточно высоких температурах.
Приведенные представления о действии депрессорных присадок подтверждаются тем, что в их присутствии температура помутнения топлив изменяется незначительно, поскольку помутнение топлива определяется выделением мелкодисперсной второй фазы. Таким образом, депрессорные присадки препятствуют росту частиц твердой фазы до размеров, при которых заметно ухудшаются эксплуатационные свойства топлив при низких температурах. Однако такой эффект достижим лишь до определенной температуры, несколько меньшей первоначальной температуры застывания топлив.
Обычно в топливо вводят 0,5—1,0% депрессорных присадок. Естественно, эффективность таких присадок будет тем выше, чем меньше в топливах смол и неуглеводородных примесей, которые также представляют собой поверхностно-активные вещества, оказывающие известное влияние на эффективность депрессорных присадок и, во всяком случае, снижающие восприимчивость к ним топлива.
У хорошо очищенных от смол дизельных топлив с большим содержанием нормальных алканов в присутствии 1% присадки температура застывания может снизиться на 20—50°С. Эффективность депрессорных присадок в сильной мере зависит от химического состава топлива, в котором они растворены. Неодинаковый состав топлива — одно из основных препятствий на пути их подбора и применения.
Применение эффективных депрессорных присадок позволило бы существенно облегчить транспортирование, перекачку и заправку дизельных топлив при пониженных температурах. В настоящее время к наиболее эффективным депрессорным присадкам относят продукты конденсации хлорированного парафина с нафталином.
|