Главное меню

Главная Топливо для двигателей Реактивные и дизельные топлива Депрессорные присадки в дизельном топливе
Депрессорные присадки в дизельном топливе

Депрессорные присадки в дизельном топливе

Известны депрессорные присадки, несколько понижающие температуру кристаллизации или застывания дизельных топлив, одновременно улучшая их прокачиваемость в условиях понижен­ных температур окружающей среды.

Однако поскольку действие этих депрессорных присадок на топливо различного химического состава неодинаково, применение их практического значения пока не получило. Тем не менее выполненные в этом направле­нии работы свидетельствуют о целесообразности их продол­жения.

Депрессорные присадки, как и другие присадки к топливам, являются поверхностно-активными веществами, характеризующи­мися повышенным сродством к мелкодисперсной твердой фазе. Кристаллообразование в топливе начинается с появления мель­чайших центров с частицами размерами, характерными для кол­лоидной системы, т. е. намного меньше 1 мк. Если в этот период в топливе имеется депрессорная присадка, то под ее влиянием будет предотвращен рост и развитие кристаллов или агрегатов, отрицательно влияющих на температуру застывания, нормальную прокачиваемость и фильтруемость топлива. При введении в топ­ливо присадки, в зависимости от ее химической структуры и, сле­довательно, активности, начало формирования твердой фазы с неблагоприятным размером частиц отодвигается в область более низких температур. Поэтому присадку следует вводить в топливо до зарождения твердой фазы, т. е. при достаточно высоких тем­пературах.

Приведенные представления о действии депрессорных приса­док подтверждаются тем, что в их присутствии температура по­мутнения топлив изменяется незначительно, поскольку помутнение топлива определяется выделением мелкодисперсной второй фа­зы. Таким образом, депрессорные присадки препятствуют росту частиц твердой фазы до размеров, при которых заметно ухудша­ются эксплуатационные свойства топлив при низких температу­рах. Однако такой эффект достижим лишь до определенной тем­пературы, несколько меньшей первоначальной температуры за­стывания топлив.

Обычно в топливо вводят 0,5—1,0% депрессорных присадок. Естественно, эффективность таких присадок будет тем выше, чем меньше в топливах смол и неуглеводородных примесей, которые также представляют собой поверхностно-активные вещества, оказывающие известное влияние на эффективность депрессорных присадок и, во всяком случае, снижающие восприимчивость к ним топлива.

У хорошо очищенных от смол дизельных топлив с большим содержанием нормальных алканов в присутствии 1% присадки температура застывания может снизиться на 20—50°С. Эффективность депрессорных присадок в сильной мере зависит от химического состава топлива, в котором они растворены. Не­одинаковый состав топлива — одно из основных препятствий на пути их подбора и применения.

Применение эффективных депрессорных присадок позволило бы существенно облегчить транспортирование, перекачку и за­правку дизельных топлив при пониженных температурах. В нас­тоящее время к наиболее эффективным депрессорным присадкам относят продукты конденсации хлорированного парафина с наф­талином.