Антиокислительные присадки топлив и деактиваторы металлов
В одинаковых температурных условиях автоокисление топлив под катализирующим слиянием некоторых факторов может ускоряться или замедляться.
Автоокисление резко ускоряется инициируюшими катализаторами, являющимися донорами свободных радикалов, например гидроперекисями, а также вторичными катализаторами, ускоряющими распад перекисей на свободные радикалы, например солями и окислами тяжелых металлов: железа, меди, марганца и др. Так, окись меди как инициатор окисления олефинов в пять раз эффективнее циклогексангидроперекиси, в два раза эффективнее перекиси бензоила и несколько эффективнее азоизобутиронитрила.
Схемы реакций окислительно-восстановительного характера следующие:
Одна молекула гидроперекиси восстанавливает Сu2+ до Сu+, а сама дегидрируется. Другая молекула гидроперекиси, восстанавливаясь, окисляет Сu+ до Сu2+. Образующиеся радикалы RОО • и RО • инициируют цепную реакцию автоокисления. Ионы Н+ и ОН- соединяются в воду. Таким образом, Сu2+ катализирует распад перекисей. Это одна из причин значительного повышения скорости и глубины автоокисления в присутствии тяжелых металлов. Поэтому при конструировании топливных систем необходимо ограничить, насколько это возможно, использование меди и ее сплавов.
В практике широко распространены процессы удаления из топлив меркаптанов растворами солей меди. Остающиеся после этого в топливе ионы меди могут ускорить автоокисление топлив. В этом случае к топливу добавляют 0,001—0,0005% хелатных (комплексообразующих) присадок из семейства шиффовых оснований, например N,N’-дисалицилиден-1,2-пропандиамин. Активность таких соединений проявляется лишь в присутствии металлов. Они предотвращают образование комплекса: ион-металла— гидроперекись. Однако хелатные соединения в известных условиях могут сами подвергаться окислению с образованием выпадающего из топлива соединения.
К антиокислительным присадкам относятся соединения, которые в малых количествах могут предотвращать или сильно замедлять процессы окисления в длительно хранящихся топливах. Автоокисление компонентов топлив инициируется соединениями, легко распадающимися на свободные радикалы под действием света, тепла, ионизирующей радиации и др. При поглощении 1 кванта света образуется более одной молекулы гидроперекиси и поглощается более одной молекулы кислорода.
Скорость и глубину окисления можно уменьшить снижением концентрации в среде свободных радикалов. Антиокислители, или ингибиторы окисления, способны вступать в реакцию со свободными радикалами, связывая их и тем самым обрывая цепь окисления или ограничивая ее развитие. Обычно одним из источников свободных радикалов является термический распад перекисей. В этом случае ингибиторы, связывая свободные радикалы, тормозят процесс на стадии образования перекисей.
Скорость разложения гидроперекисей увеличивается инициаторами окисления. В таких условиях концентрация свободных радикалов в окисляющейся среде возрастает. Ингибирование реакции автоокисления будет тем успешнее, чем ниже концентрация гидроперекисей и, следовательно, свободных радикалов. Необходимо напомнить, что скорость распада перекисей сильно зависит от растворителя (среды), т. е. в данном случае от топлива. Вот почему эффективность ингибитора в значительной мере определяется химическим составом топлива.
С повышением температуры скорость образования свободных радикалов настолько возрастает, что ингибиторы, ограничивающие окисление при низких температурах, могут оказаться недостаточно эффективными при повышенных температурах. При этом скорость взаимодействия ингибиторов со свободными радикалами в топливе будет значительно меньше скорости образования свободных радикалов и, следовательно, развития цепей. Тот факт, что скорость поглощения кислорода почти всегда может быть представлена в виде S-образной кривой, свидетельствует о накоплении в окисляющейся системе естественных ингибиторов, снижающих скорость окисления до нуля. Обычно для топлив такими естественными ингибиторами являются смолы нейтрального характера. Их антиокислительный эффект проявляется всегда при значительной, часто недопустимо большой концентрации.
Ингибирование, приводящее к обрыву цепи, можно выразить следующей схемой:
Предполагается, что по такой схеме достигается ингибирующий эффект при использовании некоторых фенолов и аминов (принимает участие связь О—Н фенола или связь N—Н амина). Можно предполагать, что идет реакция не только отрыва водорода от ингибитора, но и присоединения перекисного радикала к радикалу ингибитора:
Кислородные соединения (спирты, кетоны, гидроперекиси) образуют водородные связи с ингибиторами окисления, снижая их реакционную способность с перекисными радикалами.
Итак, ингибирование свободных радикалов заключается в отрыве от ингибитора водорода и присоединении его к перекисному радикалу.
Свободный радикал ингибитора I• перестает существовать в результате реакции с другим свободным радикалом. Например, в случае распространенного антиокислителя 2,6-ди-трет-бу- тил-4-метилфенола идет следующая реакция:
Предполагается, что сам ингибитор в этих условиях не окисляется.
Ингольд предлагает следующую общую схему ингибирования:
Если концентрация ингибитора мала, возможна обратная реакция b. Равновесие будет отвечать индукционному периоду. Таким образом, индукционный период зависит от концентрации ингибитора IН.
В качестве первого акта взаимодействия радикала перекиси ROО• и ингибитора возможно образование активирующего комплекса ROО—IН. В присутствии хороших ингибиторов с достаточно высокой энергией активации реакции а и d протекают за один акт. При мало активном ингибиторе константа равновесия реакции b будет больше константы равновесия реакции d или Кd< Кb. При малой концентрации ингибитора скорость реакции с будет больше скорости реакции b, а при большой концентрации ингибитора скорость реакции с будет меньше скорости реакции b. Без инициирования автоокисления скорость расходования ингибитора будет постоянной, пропорциональной скорости образования свободных радикалов из гидроперекиси и зависеть от характера образования свободных радикалов.
Иногда в сочетании два антиокислителя могут оказаться эффективнее, чем каждый в них по отдельности. В частном случае такое явление синергизма можно себе представить следующим образом: один компонент присадки ускоряет разложение перекисей, второй с достаточной скоростью связывает свободные радикалы., предотвращая образование и развитие цепей. При достижении достаточно высоких температур органические соединения, играющие роль игибиторов окисления, сами могут подвергаться ускоренному распаду и окислению. В этом случае вряд ли можно рассчитывать на их эффективность.
Возможность ингибирования процессов автоокисления не на начальной, а на промежуточной стадии, когда происходит дальнейшее, более глубокое окисление ранее образовавшихся кислородных соединений, изучена еще мало. По мнению некоторых исследователей, эффект антиокислителей заметен лишь на стадии образования перекисных радикалов. Они исследовали кинетику распада и образования гидроперекиси кумола в атмосфере очищенного азота и кислорода при 120 °С. В атмосфере азота распад гидроперекиси кумола в растворе кумола антиокислительными присадками ингибировать не удавалось. Скорость распада в присутствии присадок не менялась. Таким образом, в отсутствие кислорода эффективность ингибиторов как акцепторов кислорода недостаточная, и распад гидроперекиси может протекать по цепному механизму.
Обстоятельные исследования позволили сделать вывод о существовании следующих замедлителей окисления углеводородов: 1) тормозящих процесс только в самом его начале, т. е. фактически предупреждающих его развитие (n-оксидифениламин, фенил-?- нафтиламии); 2) тормозящих процесс не только вначале, но и при его развитии (диэтил-n-фенилендиамин, 4,4’-диаминодифенилдисульфид). Во втором случае с ингибиторами по месту подвижного водорода вступают во взаимодействие не только активные радикалы на стадии инициирования процесса (как это происходит в первом случае), но и гидроперекиси, гидроперекисные радикалы, возникающие на стадии развития реакции, с образованием стабильных продуктов.
К широко зарекомендовавшим себя антиокислительным присадкам относятся гомологи n-крезолов с двумя алкильными боковыми цепями; лучший из них 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол. Важно, чтобы строение алкилфенола было симметричным, а окси- группа экранирована алкильными боковыми цепями. Достаточно активны и некоторые другие гомологи фенолов, а также их смеси.
Из присадок, представляющих ароматические амины, широко известны N,N’-ди-втор-бутил-n-фенилендиамин и его гомологи с более длинными алифатическими цепями (С5—С7). Эти присадки в концентрации 0,01—0,004 вес. % увеличивают индукционный период окисления при хранении среднедистиллятных топлив, содержащих ненасыщенные соединения.
Антиокислительные присадки не показали достаточной эффективности в реактивных топливах при повышенных температурах, в частности при длительном хранении (2,8 года) в условиях пустыни. Испытание 200—300 антиокислительных добавок не позволило найти соединение, которое одинаково эффективно ингибировало бы окисление при низких и повышенных температурах. Поэтому для повышенных температур, когда скорости образования свободных радикалов и развитие цепных реакций непомерно возрастают, а ингибирующее вещество может само подвергнуться нежелательным изменениям, следует подбирать такие присадки к топливу, механизм действия которых отвечал бы быстро протекающим в нем окислительным процессам.
Итак, присадками, эффективными при окружающей температуре воздуха, не удалось достигнуть необходимого эффекта при повышенных температурах.
Для увеличения стабильности реактивных топлив в условиях длительного хранения иногда целесообразно вводить небольшие количества антиокислителей. В военных спецификациях США и Англии на реактивные топлива разрешается добавлять в качестве таких окислителей не более 0.004 вес. % 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, 2,4-диметил-6-трет-бутилфенола, 2,6-ди-трет-бутилфенола или смеси их близких гомологов.
Для топлив, которые должны обладать высокой термической стабильностью, обычные антиокислители мало пригодны.
|