Присадки к топливам
Издавна известны попытки улучшить качество углеводородных топлив введением небольших количеств активных химических веществ— присадок.
В настоящее время в этой области достигнуты значительные успехи. Трудности подбора эффективных присадок в том, что механизм их действия изучен мало; подбор присадок, по крайней мере на начальной стадии работы, носит в известной степени эмпирический характер. Важно, чтобы присадки, улучшая одни качества, не ухудшали другие качества топлив и их характеристику в целом. Лучше всего применять' полифункциональные присадки. При введении в топливо нескольких присадок необходимо, чтобы их эффективность сохранялась независимо друг от друга, а нежелательное взаимодействие исключалось. Эффективность присадок должна сохраняться в течение всего периода хранения и эксплуатации топлива. Вводить их в топливо нужно на нефтеперерабатывающих заводах, что не должно вызывать особых затруднений. Необходимо, чтобы они хорошо растворялись в топ- ливах и не увеличивали их токсичность и пожарную опасность.
Метод улучшения качества топлив путем введения эффективных присадок обычно весьма экономичен; он намного дешевле любого другого процесса переработки топлива, осуществляемого с той же целью. Сложность заключается в подборе присадки с достаточной эффективностью по отношению к топливам различного химического состава.
Наиболее распространены присадки, улучшающие антидетонационную характеристику бензинов и повышающие стабильность к окислению преимущественно легких дистиллятных топлив при их длительном хранении. Повышенные требования к качеству топлив послужили стимулом для разработки самых различных присадок, которые устраняют те или иные дефекты товарных топлив, получаемых по освоенной технологии. Без использования присадок для достижения таких же качественных характеристик пришлось бы прибегнуть к дополнительным сложным технологическим процессам переработки.
В настоящее время мы располагаем огромным патентным фондом на топливные присадки самого различного назначения. Не все присадки достаточно эффективны и универсальны по отношению к топливам в условиях эксплуатации. Многие из них плохо совместимы с другими присадками. Однако известны весьма эффективные присадки, при помощи которых достигается значительное улучшение качества топлив.
Для среднедистиллятных топлив можно предложить следующую классификацию присадок по их основному назначению: антиокислительные— для длительного хранения топлив и деактивирующие каталитически агрессивные металлы в топливе; повышающие термическую стабильность топлив; депрессорные, понижающие температуру кристаллизации топлив; антикоррозионные; противоизносные; повышающие чистоту топлив; предотвращающие образование кристаллов льда в топливах; повышающие цетановое число дизельных топлив; предотвращающие накопление статического электричества; биоцидные.
Некоторое представление об объеме потребления присадок дают сведения, приведенные в табл. 93.
После 1970 г. в связи с оснащением авиации сверхзвуковыми самолетами расход топлив и присадок к ним значительно увеличится.
Из присадок к реактивным топливам первое место по расходуемому количеству занимает присадка, предотвращающая образование кристаллов льда. Столь значительная разница в потреблении ее по сравнению с другими объясняется высокой дозировкой этой присадки. Ее вводят в топливо в количестве 0,2—0,3%, т. е. в 50—100 раз больше, чем присадки иного назначения.
Рассмотрим различные группы присадок к топливам по их назначению и некоторые взгляды на механизм их действия.
|