Присадки к топливам

Присадки к топливам

Издавна известны попытки улучшить качество углеводородных топлив введением небольших количеств активных химических ве­ществ— присадок.

В настоящее время в этой области достигнуты значительные успехи. Трудности подбора эффективных присадок в том, что механизм их действия изучен мало; подбор присадок, по крайней мере на начальной стадии работы, носит в известной степени эмпирический характер. Важно, чтобы присадки, улучшая одни качества, не ухудшали другие качества топлив и их харак­теристику в целом. Лучше всего применять' полифункциональные присадки. При введении в топливо нескольких присадок необхо­димо, чтобы их эффективность сохранялась независимо друг от друга, а нежелательное взаимодействие исключалось. Эффектив­ность присадок должна сохраняться в течение всего периода хра­нения и эксплуатации топлива. Вводить их в топливо нужно на нефтеперерабатывающих заводах, что не должно вызывать особых затруднений. Необходимо, чтобы они хорошо растворялись в топ- ливах и не увеличивали их токсичность и пожарную опасность.

Метод улучшения качества топлив путем введения эффектив­ных присадок обычно весьма экономичен; он намного дешевле любого другого процесса переработки топлива, осуществляемого с той же целью. Сложность заключается в подборе присадки с достаточной эффективностью по отношению к топливам различно­го химического состава.

Наиболее распространены присадки, улучшающие антидетона­ционную характеристику бензинов и повышающие стабильность к окислению преимущественно легких дистиллятных топлив при их длительном хранении. Повышенные требования к качеству топ­лив послужили стимулом для разработки самых различных при­садок, которые устраняют те или иные дефекты товарных топлив, получаемых по освоенной технологии. Без использования присадок для достижения таких же качественных характеристик пришлось бы прибегнуть к дополнительным сложным технологическим про­цессам переработки.

В настоящее время мы располагаем огромным патентным фон­дом на топливные присадки самого различного назначения. Не все присадки достаточно эффективны и универсальны по отноше­нию к топливам в условиях эксплуатации. Многие из них плохо совместимы с другими присадками. Однако известны весьма эф­фективные присадки, при помощи которых достигается значитель­ное улучшение качества топлив.

Для среднедистиллятных топлив можно предложить следую­щую классификацию присадок по их основному назначению: ан­тиокислительные— для длительного хранения топлив и деактивирующие каталитически агрессивные металлы в топливе; повыша­ющие термическую стабильность топлив; депрессорные, понижаю­щие температуру кристаллизации топлив; антикоррозионные; противоизносные; повышающие чистоту топлив; предотвращающие образование кристаллов льда в топливах; повышающие цетановое число дизельных топлив; предотвращающие накопление статиче­ского электричества; биоцидные.

Некоторое представление об объеме потребления присадок да­ют сведения, приведенные в табл. 93.

Потребление присадок к реактивным топливом в США

После 1970 г. в связи с оснащением авиации сверхзвуковыми самолетами расход топлив и присадок к ним значительно увели­чится.

Из присадок к реактивным топливам первое место по расхо­дуемому количеству занимает присадка, предотвращающая обра­зование кристаллов льда. Столь значительная разница в потреб­лении ее по сравнению с другими объясняется высокой дозиров­кой этой присадки. Ее вводят в топливо в количестве 0,2—0,3%, т. е. в 50—100 раз больше, чем присадки иного назначения.

Рассмотрим различные группы присадок к топливам по их назначению и некоторые взгляды на механизм их действия.