Присадки, повышающие термическую стабильность топлив
Для обеспечения повышенной термической стабильности топлив целесообразно не связывать образующиеся свободные радикалы при помощи антиокислительных присадок, поскольку это трудно выполнимо, а использовать присадки, предотвращающие или существенно ограничивающие образование нерастворимых в топливе полимеров из продуктов окисления — мономеров.
В самом деле, первая фаза окисления топлив завершается на стадии образования сравнительно стабильных кислородных соединений— мономеров. Мономеры хорошо растворяются в топливе. Дальнейшее уплотнение мономеров связано с наращиванием молекул по месту свободных функциональных групп. Это достигается в результате реакций, протекающих со скоростями, намного меньшими, чем окисление. Глубиной уплотнения определяется образование жидкого или твердого полимера, плохо или совсем нерастворимого в топливе. С эксплуатационной точки зрения для топлива вполне приемлемо ограничение процесса окисления образованием лишь мономеров. Топливный раствор мономеров пройдет через фильтр, прецизионные пары насосов и топливорегулирующей аппаратуры, а также форсунки и сгорит. Однако совершенно необходимо предотвратить образование нерастворимых в топливе полимеров — смол и осадков. В том случае, если этого достигнуть полностью не удается, то для образовавшейся части полимеров необходимо обеспечить минимальный размер частиц, которые прошли бы через все зазоры, сколь малы они ни были бы. Гетерогенная система в топливе возникает с появления частиц размером много меньше 1 мк. Иными словами, новая, вторая стадия окислительного уплотнения начинается в топливе с образования коллоидной системы, частицы которой подвергаются укрупнению под влиянием температуры, перемешивания, клеящей способности смол и других факторов.
Присадка должна предотвратить развитие в топливе второй стадии процесса — уплотнения продуктов окисления и по крайней мере сильно ограничить укрупнение в топливе частиц образовавшейся второй фазы.
Присадки, предотвращающие укрупнение мелкодисперсной фазы в топливе и, следовательно, разрушение коллоидной системы, характеризуются высокой полярностью. По своей природе они могут быть гидрофобными и гидрофильными. Гидрофобными являются соединения с углеводородным радикалом значительного размера, обеспечивающим хорошую растворимость в топливе при минимальном сродстве присадки к воде. Пример таких соединений — алифатические амины. Гидрофильными являются соединения, у которых количество, характер и расположение в молекуле полярных групп таково, что присадка отличается сильным сродством к воде, образуя с ней очень прочные комплексы. Сродство присадок проявляется не только по отношению к воде, но и по отношению к загрязнениям топлив (минерального и органического происхождения). Эти особенности присадок оказывают весьма важное влияние на эксплуатационные свойства топлив.
Гидрофобные присадки, независимо от содержания в топливе растворенной или эмульсионной воды, а также количества водного подтопливного слоя, не приводят к образованию эмульсии. Водно-топливная смесь расслаивается столь же быстро и четко, как и в отсутствие присадки. Гидрофильные 'Присадки в присутствии воды дают весьма устойчивую водно-топливную эмульсию. При этом топливо теряет прозрачность и в течение длительного времени остается мутным. Вода из топливного слоя коалесцирует медленно, с образованием крупных капель, прочно задерживающихся на поверхности резервуара (бака) и плохо отстаивающихся.
При перемешивании подтопливного слоя воды с топливом, содержащим гидрофильную присадку, образуется прочная неразрушающаяся эмульсия. Степень эмульгируемости топлив зависит от концентрации присадки.
В присутствии в остаточных топливах (мазутах) и моторных маслах гомогенизирующей гидрофильной присадки может быть предотвращена забивка топливных форсунок загрязнениями, а трущиеся поверхности будут омываться материалом более или менее равномерного состава. Реактивные же топлива не должны содержать второй (загрязняющей) фазы, поскольку присутствие воды, нерастворимых смол и загрязнений в них приведут к ухудшению застывания, прокачиваемости, термической стабильности и 1К другим дефектам топлива.
Наиболее сильный эмульгирующий эффект наблюдается в присутствии гидрофильной присадки в топливе, нагретом до температуры выше 100°С. Дополнительно образующиеся растворимые и нерастворимые в топливе продукты окисления вместе с гидрофильной присадкой в присутствии воды приводят к образованию необыкновенно прочных гелеобразных эмульсий, не разрушающихся даже при длительном спокойном отстаивании. При этом слой топлива насыщается плохо отстаивающейся водой. Таким образом, кислородные соединения, образующиеся при нагреве топлива, резко усиливают эмульгирующую способность лиофильных присадок.
Итак, эффективность присадок, предотвращающих образование осадков в реактивных топливах, должна также определяться их сродством к воде.
Примером гидрофильной присадки является сополимер эфиров мет акр иловой кислоты с л аур и новым спиртом и ?-диэтилэтаноламином, а также большое семейство близких по строению сополимерных присадок. Растворимость таких присадок в топливе недостаточная, поэтому их вводят в растворе бензола или толуола. Сополимеры эфиров метакриловой кислоты в качестве присадок образуют необыкновенно прочные, нерасслаивающиеся суспензии с загрязнениями и эмульсии с водой. Для улучшения свойств сополимерных присадок рекомендуется добавлять к ним некоторые химические вещества, снижающие их эмульгирующую способность в топливах в присутствии воды. Высокомолекулярные алифатические амины, используемые в качестве присадок в топливах, контактирующихся с водой и другими загрязнениями, эмульсий и суспензий не образуют.
Иногда говорят о диспергирующих присадках, которые обеспечивают якобы уменьшение размера частиц осадка. Однако это неверно. Такие присадки не диспергируют уже образовавшиеся крупные частицы осадка или отложения, а предотвращают или ограничивают укрупнение частиц до недопустимых размеров. Однако по отношению к топливным системам, ранее загрязненным отложениями, подобные присадки, введенные с топливом, будут играть диспергирующую (моющую) роль до тех пор, пока система не будет очищена от загрязнений. Проникая в толщу более или менее плотно слежавшегося пористого слоя загрязнений, поверхностно-активная присадка будет обволакивать частицы загрязнений, расчленяя их тем самым на составляющие агрегаты, выносимые потоком топлива из системы. Это подтверждается усиленным засорением топливных фильтров (в первый короткий период времени) сразу после того, как в загрязненую систему начнет поступать топливо с присадкой. К таким присадкам можно отнести сополимеры эфиров метакриловой кислоты.
О роли присадок, повышающих термическую стабильность топлив, можно судить по следующим экспериментальным данным.
Стандартное топливо ТС-1 нагревали б ч при 150 °С в контакте с кислородом воздуха и бронзой. После отделения на тонком фильтре твердой фазы (осадков и продуктов коррозии) продукты окисления были выделены хроматографически на активированной окиси алюминия и взвешены. То же было сделано после введения в топливо антиокислительных присадок — 0,05% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенола (ионол), 0,01% n-оксидифениламина (ПОДФА), а также присадок, предотвращающих уплотнение мономеров, 0,05% сополимера эфиров метакриловой кислоты с (3-диэтилэтаноламином и лауриновым спиртом (FОА-2) и 0,05% алифатического амина С21 с третичным углеродным атомом в алкильной группе (0,05%).
Полученные результаты приведены в табл. 94.
В топливе, не содержащем присадок, образуется много осадка, продуктов коррозии и растворимых смол. В присутствии антиокислительных присадок получается немного растворимых кислородных соединений, что свидетельствует о заторможенности процесса окисления. Осадок, состоящий в основном из продуктов коррозии, указывает на образование при повышенных температурах преимущественно кислых, крайне агрессивных по отношению к бронзе продуктов окисления. В присутствии присадок, улучшающих термическую стабильность топлив, в них после нагрева накапливается много растворимых кислородных соединений, но их уплотнение предотвращается.
Таким образом, ограничение при помощи присадок процесса окислительного уплотнения (но не автоокисления) приводит к улучшению весьма важного показателя качества топлив — их термической стабильности. Очевидно, что для улучшения термической стабильности топлив легче подобрать присадки, предотвращающие или ограничивающие процессы окислительного уплотнения, чем автоокисление в целом.
|