Опорные подшипники турбины

Подшипники паровой турбины являются промежуточным зве­ном между ее ротором и статором. Подшипники, служащие опо­рой для ротора, называются опорными. Они предназначены для центрования ротора в радиальном направлении, восприятия веса ротора и сил, возникающих при его вращении. Опорные подшип­ники главных турбин работают с большими окружными скоро­стями, достигающими 50—65 м/сек при удельных нагрузках до 1,0—1,2 Мн/м2.

Для надежной работы к подшипникам должно непрерывно подводиться масло под давлением 0,06—0,2 Мн/м2, которое одно­временно охлаждает подшипник. Подвод масла целесообразен с двух сторон в районе горизонтального разъема, где давление масляного слоя минимальное и масло затягивается шейкой в ниж­ний вкладыш подшипника. По длине вкладыша масло всегда вво­дится посредине и растекается в обоих направлениях: отвод осу­ществляется с обоих концов нижнего вкладыша в сливную полость. Опорные подшипники турбин имеют цилиндрические и шаровые опоры, в зависимости от которых они делятся соответственно на жесткие и самоустанавливающиеся.

Жесткий опорный подшипник

На рис. 34 показан жесткий подшипник, состоящий из сле­дующих основных частей: корпуса или стула 4, крышки 8, нижнего 3 и верхнего 9 вкладышей, имеющих баббитовую заливку 6. Для лучшего удержания баббита во вкладышах выточены про­дольные и поперечные канавки в форме ласточкина хвоста. В со­временных подшипниках канавки заменяют спиральной нарезкой. Масло подводится в кольцевую полость 5 и далее через холодиль­ники к середине шейки, откуда растекается в обоих направлениях по шейке и затем стекает с концов вкладыша в сливную полость. Подшипник снабжен маслоотбойным устройством, состоящим из втулки 12, на концах которой расположены кольцо 2 и выступ 11, и двух вкладышей 10, которые заводятся в крышку и стул под­шипника. Просочившиеся брызги масла отводятся через отвер­стия 1 в сливную полость стула. Буртики 7 предназначены для удержания шейки ротора в случае выплавления баббита, чем будет предотвращено повреждение уплот­нений и лопаточного аппарата.

Жесткие подшипники просты по конструкции, но быстро изнаши­ваются. Прогиб вала (рис. 35, а) приводит к увеличению давления на концевые участки вкладышей и быстрому их износу.

Установка вкладышей подшипников

Самоустанавливающиеся под­шипники более сложны по конструкции, по обладают возмож­ностью самоцентрирования, что увеличивает срок их службы. Вкладыши этих подшипников (рис. 35, б) имеют сферическую опорную поверхность и устанавливаются в сферической расточке корпуса подшипника. При прогибах вала подшипники занимают положение, которое им обеспечивает нормальную работу.

Самоустанавливабщийся опорный подшипник

На рис. 36 показан самоустанавливающийся подшипник судо­вой турбины для сухогрузного судна. Нижняя половина обоймы 1 прикреплена к корпусу подшипника, а верхняя 5—к крышке. Внутренняя поверхность обоймы сферическая. На четырех суха­рях 3, прикрепленных к обойме винтами и имеющих также сфери­ческую поверхность, лежат нижний 6 и верхний 7 вкладыши. Сфе­рическая обойма и сухари позволяют подшипнику самоустанав­ливаться. Рабочая поверхность вкладышей залита тонким слоем баббита. Масло поступает под давлением по направлению враще­ния ротора через каналы 2 в щель 4 (ее назначение — обеспечить подачу масла но всей длине вкладыша); выточка 10 во вкладышах образует специальные масляные карманы, называемые холодиль­никами. По каналу 9 масло подводится к контрольному прибору подшипника. Наборные прокладки 8 облегчают центрование под­шипника по шейке ротора. Подшипник снабжен маслоотбойным щитком 11.

Крышку подшипника обычно отливают из углеродистой стали марки 25. Вкладыши подшипников изготовляют из стали или бронзы марки ОЦ8-4 или АМЦ10-2. В качестве материала для заливки внутренней поверхности вкладышей применяют антифрик­ционный сплав — баббит марки Б-83.