Подшипники паровой турбины являются промежуточным звеном между ее ротором и статором.
Подшипники, служащие опорой для ротора, называются опорными. Они предназначены для центрования ротора в радиальном направлении, восприятия веса ротора и сил, возникающих при его вращении. Опорные подшипники главных турбин работают с большими окружными скоростями, достигающими 50—65 м/сек при удельных нагрузках до 1,0—1,2 Мн/м2.
Для надежной работы к подшипникам должно непрерывно подводиться масло под давлением 0,06—0,2 Мн/м2, которое одновременно охлаждает подшипник. Подвод масла целесообразен с двух сторон в районе горизонтального разъема, где давление масляного слоя минимальное и масло затягивается шейкой в нижний вкладыш подшипника. По длине вкладыша масло всегда вводится посредине и растекается в обоих направлениях: отвод осуществляется с обоих концов нижнего вкладыша в сливную полость. Опорные подшипники турбин имеют цилиндрические и шаровые опоры, в зависимости от которых они делятся соответственно на жесткие и самоустанавливающиеся.

На рис. 34 показан жесткий подшипник, состоящий из следующих основных частей: корпуса или стула 4, крышки 8, нижнего 3 и верхнего 9 вкладышей, имеющих баббитовую заливку 6. Для лучшего удержания баббита во вкладышах выточены продольные и поперечные канавки в форме ласточкина хвоста. В современных подшипниках канавки заменяют спиральной нарезкой. Масло подводится в кольцевую полость 5 и далее через холодильники к середине шейки, откуда растекается в обоих направлениях по шейке и затем стекает с концов вкладыша в сливную полость. Подшипник снабжен маслоотбойным устройством, состоящим из втулки 12, на концах которой расположены кольцо 2 и выступ 11, и двух вкладышей 10, которые заводятся в крышку и стул подшипника. Просочившиеся брызги масла отводятся через отверстия 1 в сливную полость стула. Буртики 7 предназначены для удержания шейки ротора в случае выплавления баббита, чем будет предотвращено повреждение уплотнений и лопаточного аппарата.
Жесткие подшипники просты по конструкции, но быстро изнашиваются. Прогиб вала (рис. 35, а) приводит к увеличению давления на концевые участки вкладышей и быстрому их износу.

Самоустанавливающиеся подшипники более сложны по конструкции, по обладают возможностью самоцентрирования, что увеличивает срок их службы. Вкладыши этих подшипников (рис. 35, б) имеют сферическую опорную поверхность и устанавливаются в сферической расточке корпуса подшипника. При прогибах вала подшипники занимают положение, которое им обеспечивает нормальную работу.

На рис. 36 показан самоустанавливающийся подшипник судовой турбины для сухогрузного судна. Нижняя половина обоймы 1 прикреплена к корпусу подшипника, а верхняя 5—к крышке. Внутренняя поверхность обоймы сферическая. На четырех сухарях 3, прикрепленных к обойме винтами и имеющих также сферическую поверхность, лежат нижний 6 и верхний 7 вкладыши. Сферическая обойма и сухари позволяют подшипнику самоустанавливаться. Рабочая поверхность вкладышей залита тонким слоем баббита. Масло поступает под давлением по направлению вращения ротора через каналы 2 в щель 4 (ее назначение — обеспечить подачу масла но всей длине вкладыша); выточка 10 во вкладышах образует специальные масляные карманы, называемые холодильниками. По каналу 9 масло подводится к контрольному прибору подшипника. Наборные прокладки 8 облегчают центрование подшипника по шейке ротора. Подшипник снабжен маслоотбойным щитком 11.
Крышку подшипника обычно отливают из углеродистой стали марки 25. Вкладыши подшипников изготовляют из стали или бронзы марки ОЦ8-4 или АМЦ10-2. В качестве материала для заливки внутренней поверхности вкладышей применяют антифрикционный сплав — баббит марки Б-83.
|