Коррозионные свойства топлив
Углеводороды и их смеси, из которых, в основном, состоят жидкие топлива, обычно не взаимодействуют с основными конструкционными материалами.
В то же время сера и другие примеси, содержащиеся в топливе, а также продукты химических превращений агрессивно воздействуют на эти же материалы.
Одна из основных причин коррозии цистерн, трубопроводов, топливоподогревателей и других элементов топливной системы — наличие в топливе воды и, особенно, морской.
Коррозию, вызываемую топливом, условно можно разделить на химическую и электрохимическую. Наиболее сильна химическая коррозия, возникающая при непосредственном взаимодействии материалов с коррозионной средой. Последними являются органические и неорганические кислоты и щелочи, соединения серы, присутствующие в топливе, и некоторые другие загрязнения. Содержащиеся в топливе водорастворимые кислоты и щелочи изменяют рН среды и резко усиливают коррозионную агрессивность топлива ко многим металлам и сплавам. Органические кислоты, находящиеся в топливе, вызывают коррозию метал-.- лов, особенно меди, цинка, свинца. Долю органических кислот, содержащихся в топливе, оценивают кислотным числом. Низкомолекулярные органические кислоты вступают непосредственно в реакцию со свинцом, медью и цветными металлами, вызывая их коррозию (разрушение).
В топливе, особенно тяжелом, находятся также различные сернистые соединения: сера, сероводород, меркаптаны, сульфиды, дисульфиды и др., которые взаимодействуют с металлами по-разному. Наиболее активны сера, сероводород и меркаптаны. Присутствие их в топливе контролируют с помощью пробы на медную пластинку. Сероводород вызывает коррозию меди, латуни, железа с образованием сульфидов. Сульфиды, дисульфиды, тиофаны не взаимодействуют непосредственно с металлами при хранении и транспортировке топлива. Однако при повышенных температурах термоструктурные превращения сернистых соединений сопровождаются образованием более активных продуктов, вызывающих коррозию металлов.
Кроме того, все соединения серы при сгорании образуют окиси S02 и SO3, которые, в зависимости от условий, обусловливают появление газовой или кислотной коррозии. При высоких температурах эти окиси взаимодействуют с металлами, способствуют появлению газовой коррозии. С понижением температуры среды образуются кислоты H2S04 и H2S03 и коррозия переходит в кислотную. Сернистые соединения, содержащиеся в топливе, помимо коррозии увеличивают нагарообразования на деталях двигателя и усиливают изнашивание топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы.
Находящиеся в тяжелых топливах соединения натрия, ванадия также вызывают отложения и коррозию. Температура плавления некоторых соединений ванадия и натрия не превышает 650 °С. Расплавленные частицы ванадия и натрия из газового потока, соприкасаясь с относительно холодными поверхностями металлов, оседают на них и затвердевают. Пятиокись ванадия в расплавленном или размягченном состоянии сильно воздействует на протекание процессов окисления и разрушения металлов.
Электрохимическая коррозия интенсивно развивается в местах контакта разнородных металлов. Межкристаллическая электрохимическая коррозия, присущая высоколегированным сталям, характеризуется глубоким проникновением в толщу металла. В судовых топливных системах наибольшей электрохимической коррозии подвержены места закрепления трубок в трубных досках топливоподогревателей.
Развитию коррозии, как уже указывалось, сильно способствует вода в топливе, особенно находящаяся в виде отдельной фазы. Она окисляет металлы, окислы которых более активно вступают в реакцию со слабыми органическими кислотами.
Источником загрязнения топлив являются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. Усиленный рост микроорганизмов наблюдается при контакте с водой, при этом образуется большое количество продуктов их жизнедеятельности, что ухудшает физико-химические и эксплуатационные свойства топлив, усиливает электрохимическую коррозию металлов. Под действием микроорганизмов увеличивается кислотность топлива и доля в нем смолы. Как результат жизнедеятельности микроорганизмов в топливе образуются различные агрессивные продукты — минеральные и органические кислоты, аммиак, сера и другие, усиливающие в целом коррозионные явления. Микроорганизмы разрушают защитные пленки и тем самым интенсифицируют электрохимическую и микробиологическую коррозию.
Для снижения коррозионной способности топлива применяют различного рода присадки. Для уменьшения коррозионного влияния сернистых топлив на топливную аппаратуру применяют аминосульфиды и полимерные диспергенты. Электрохимическая коррозия топлив в присутствии влаги может быть уменьшена путем добавления в топливо аминов солей тафтеновых и сульфокислот, фенолов, которые, обладая поверхностной активностью, образуют защитные пленки на поверхности металлов. Для предотвращения ванадиевой коррозии применяют присадки на основе соединений магния и алюминия.
|