Дизель-электрические установки применяются, как правило, на ледоколах, транспортных судах ледового плавания, траулерах и т. п. (табл. 1,6).
Эксплуатация ледоколов предъявляет жесткие требования к главного двигателя, которые должны обеспечивать:
— максимальную мощность в широком диапазоне частот вращения ГВ;
— возможность быстрого изменения нагрузки и направления вращения ГВ;
— надежную работу в широком диапазоне температур воздуха и воды.
Дизель-электрические установки (по сравнению с дизельными установками) характеризуются большими массой и стоимостью, пониженной (на 1,5—2,5 %) экономичностью энергетических установок конструкционной сложностью, большим числом обслуживающего персонала.
В эксплуатации установки на переменном токе более эффективны, чем установки на постоянном или на двойном токе, так как у них лучшие массогабаритные показатели, повышенный КПД, высокая надежность, меньшая трудоемкость обслуживания и ремонта. При использовании на судах установок на переменном токе достигается большая унификация судового и промышленного электрооборудования, упрощается питание судов с берега.
Преимущества дизель-электрических энергетических установок следующие:
— высокая маневренность и возможность получения малых скоростей вращения ГВ;
— возможность работы ГВ на полной мощности при различных условиях плавания;
— обеспечение экономичной работы энергетических установок на всех режимах судна благодаря перераспределению мощности главного двигателя на привод ГВ, судовую сеть и т. п.;
— возможность использования среднеоборотный дизель и высокооборотного дизеля, легких и малогабаритных с малой мощностью;
удобство компоновки механизмов и общее уменьшение размеров машинного отделениия благодаря размещению агрегатов в два яруса;
отсутствие деления дизель-генератор на главные и вспомогательные и обеспечение распределения вырабатываемой электроэнергии между гребной энергетических установок и другими судовыми потребителями в зависимости от режимов эксплуатации.
|