Главное меню

Дизель Ч 35/45

Дизели типа Ч 36/45 стационарные, четырехтактные со струйным распыливанием топлива. Эти дизели имеются в четырехцилинд­ровом (4Ч 36/45) и шестицилиндровом (6Ч 36/45) исполнении. Указан­ные дизели предназначены для привода электрогенераторов и других механизмов, работающих в стационарных условиях. Дизели 4Ч и 6Ч 36/45 тихоходные, однако имеют непосредственное соединение с валом синхронного генератора переменного тока, комплектуемого вместе с дизелем. Генератор устанавливается па общем с дизелем фундаменте.

Продольный разрез дизеля 6Ч 36/45

Поперечный разрез дизеля 6Ч 36/45

На фиг. 165 и 166 даны разрезы дизеля 64 36/45.

Остов этих дизелей состоит из фундаментной рамы, блок-кар­тера и крышек цилиндра, плотно соединяющихся между собой шпильками. Фундаментная рама коробчатой жесткой конструкции отлита из чугуна. Гнезда коренных подшипников отлиты за одно це­лое с фундаментной рамой, в которых размещаются стальные вкла­дыши, залитые баббитом.

Блок-картер дизеля составляет одну чугунную отливку, крепя­щуюся к фундаментной раме анкерными связями. Гильзы цилиндров мокрого типа, чугунные, снизу уплотняются резиновыми кольцами. Крышки цилиндров для каждого цилиндра в отдельности отлиты из чугуна. В каждой крышке располагаются: форсунка, впускной и выпускной клапаны, воздушнопусковой и индикаторный клапаны. Крышка цилиндра устанавливается на буртик гильзы по кольцевой выточке, уплотняемой медной прокладкой.

Кривошипно-шатунный механизм. Коленчатый вал изготовляется из качественной углеродистой стали, цельнокова­ный; у дизелей 4Ч 36/45 вал имеет пять коренных шеек, а у дизелей 6Ч 36/45 — семь. В первом случае шатунные шейки вала располо­жены в одной плоскости под углом 180°, а во втором — в трех пло­скостях под углом 120° друг к другу. В каждом колене имеется косое сверление, направленное от коренной к шатунной шейке; оно служит для подвода масла к шатунной шейке и через стержень шатуна к верх­ней головке шатуна. Задний конец вала оканчивается фланцем, к ко­торому крепится вал генератора. Между фланцами коленчатого вала и генератора закрепляется маховик дискового типа, отлитый из чугуна. Ближайшая от маховика коренная шейка делается шире остальных, так как она является упорной. Вал при своем расшире­нии может удлиняться только в сторону, противоположную маховику. Между фланцами и упорной шейкой закреплена хомутом разъемная шестерня привода распределительного вала. Место выхода коленча­того вала из рамы уплотняется кожухом, имеющим лабиринтовое и сальниковое уплотнение.

Шатун штампованный стальной двухтаврового сечения с отъемной нижней головкой. Нижняя головка выполнена из двух половин со стальными вкладышами, залитыми баббитом БН. Она центри­руется в стержне шатуна при помощи выступающего шипа на верх­ней половине головки, вставляемого во впадину стержня. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Поршень отлит из чугуна. Днище поршня с наружной стороны имеет вогнутую форму. Внутренняя его сторона охлаждается маслом, разбрызгиваемым специальным штуцером, ввернутым в верхнюю головку шатуна. Поршень имеет пять уплотнительных и четыре маслосъемных кольца.

Поршневой палец полый, плавающего типа; поверхность его це­ментована и закалена токами высокой частоты.

Механизм газораспределения состоит из системы передаточных шестерен, распределительного вала, привода клапанов и топливных насосов. Распределительный вал расположен на полке блок-картера в подшипниках, стальные вкладыши которых залиты баббитом. На вал насажены кулачки впускных и выпускных клапа­нов, закрепленных на нем шпонками. Кроме того, на валу имеются кулачки топливных насосов, соединенных с ним с помощью втулок, что дает возможность устанавливать необходимый угол опережения подачи топлива. Распределительный вал приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточные шестерни. Для плавности зацепления и бесшумности работы шестерни привода выполнены с косым зубом. Привод клапанов осуществляется подобно тому, как это показано на фиг. 103.

Дизель Д6

Система топливоподачи состоит из топливных на­сосов, подкачивающих насосов, форсунок, топливных фильтров, соединительных трубопроводов.

Топливный насос одноплунжерный, золотникового типа. Работа каждого цилиндра обеспечивается своим топливным насосом.

Подкачивающий насос шестеренчатого типа. Он снабжен пере­пускным клапаном. При работе дизеля топливо подкачивающим насосом подается в фильтр грубой, затем топкой очистки, после чего — уже в топливный насос высокого давления.

Фильтр грубой очистки топлива состоит из двух секций, смонти­рованных в литом чугунном корпусе. В каждой секции имеются внутренний и наружный фильтрующие элементы. Фильтрующий эле­мент состоит из каркаса с натянутой на него латунной сеткой. Краном можно отключить одну из секций для осмотра и очистки (при работаю­щей второй секции).

Фильтр тонкой очистки двухсекционный, сетчатого типа, имеет внутренний и наружный фильтрующие элементы, вставленные один в другой. Латунная сетка обоих фильтрующих элементов натянута на гофрированные барабаны из листовой стали. Обе секции фильтра смонтированы в корпусе, в нижней части которого имеется кран, позволяющий выключать из работы одну из секций или же перекрыть обе секции, прекратив доступ топлива к дизелю.

Форсунки дизеля закрытого типа со щелевым фильтром.

Регулятор двигателя центробежный однорежимный. Он приводится во вращение большой конической шестерней, эластично соединенной с шестерней распределительного вала. Эластичность соединения достигается за счет пружин, через которые происходит передача крутящего момента и которые смягчают толчки, возни­кающие от неравномерности вращения коленчатого и распределитель­ного вала.

Каждому положению муфты регулятора соответствует строго определенная величина подачи топлива. С другой стороны, каждому положению грузов, а следовательно, положению муфты, соответствует определенное число оборотов. Поэтому с изменением нагрузки все-таки происходит некоторое изменение числа оборотов. Чтобы при изменившейся, новой нагрузке иметь точно заданное число оборотов, нужно изменить затяжку пружин, прижимающих муфту регулятора. Это достигается вручную или, при дистанционном управлении, ревер­сивным электромотором, которым снабжен регулятор.

Дизель имеет отсечной механизм, служащий для связи регуля­тора и рукоятки управления дизеля с топливными насосами.

Система смазки смешанная. Гильзы цилиндров смазы­ваются разбрызгиванием, смазка всех остальных трущихся частей производится под давлением. Небольшое количество узлов, не тре­бующих циркуляционной смазки, смазывается периодически вруч­ную. Все масло, циркулирующее в двигателе, находится в фундамент­ной раме и маслосборнике. При работе дизеля масло из маслосбор­ника через приемный фильтр засасывается масляным насосом, при­водимым в движение от шестерни коленчатого вала, и нагнетается в фильтр грубой очистки, откуда поступает в холодильник, а затем в главную масляную магистраль. Параллельно фильтру грубой очистки включен фильтр тонкой очистки масла, пропускающий через себя часть циркулирующего масла, которое затем сливается обратно в маслосборник. Из главной магистрали масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем по сверлениям в щеках и шейках вала к шатунным подшипникам и далее в верхнюю головку шатуна.

Для прокачки масляной магистрали перед пуском в нагнетатель­ную магистраль имеется ручной подкачивающий насос.

Приемный фильтр сетчатого типа состоит из двух фильтрующих элементов, размещенных в маслосборнике. Фильтрующий элемент состоит из жесткого металлического каркаса, обернутого латунной сеткой.

Масляный насос шестеренчатого типа.

Фильтр грубой очистки сетчатого типа двухсекционный. Два фильтра тонкой очистки имеют по три фильтрующих элемента типа АСФО.

Холодильник масла трубчатого типа. Горячее масло омывает медные трубки снаружи, а внутри них протекает холодная вода.

Охлаждение дизеля производится проточной водой, под­водящейся из водонапорного бака или водопровода. Водяного насоса дизель не имеет. Из подводящей трубы охлаждающая вода, омывая масляный холодильник, поступает в нижнюю часть водяной рубашки каждого цилиндра, затем через штуцеры перетекает в крышки цилин­дров. Отсюда по переливным патрубкам вода поступает в рубашку выхлопного коллектора и далее в сливную трубу.

Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом. Перед пуском баллоны заполняются сжатым воздухом, нагнетаемым компрессором. Компрессор — вертикальный двухступенчатый одноцилиндровый. Он расположен отдельно от дизеля и приводится в действие от электро­мотора через клиноременную передачу. Компрессор при п = 800 об/мин имеет производительность 10 м3/ч. Рабочее давление 60 ат.

Пусковые клапаны установлены на всех крышках цилиндров. Клапаны управляются сжатым воздухом, поступающим через диско­вый воздухораспределитель (см. фиг. 139—140).