Расчет на прочность основных деталей движения двигателя

Поршень. При проектировании поршней пользуются конструк­тивными соотношениями, определяющими их основные размеры, а затем производят поверочный расчет на прочность. Поршень проверяют на сжатие, изгиб и удельное давление. Толщина днища чугунных поршней (рис. 232) ? = (0,12?0,18)D, алюминиевых го­ловок ?= (0,1?0,12) D и стальных головок ?= (0,06?0,1) D. Толщина стенки поршня ?= (0,05?0,075) D. Общая длина поршня L=(l,2?1,8) S.

Расчетная схема поршня

Расстояние от нижней кромки поршня до оси поршневого пальца С = (0,7?1,2) D. Расстояние первой канавки поршневого кольца от нижней кромки поршня l= (0,15?0,3) D для тихоход­ных двигателей и l = (0,1?0,17) D для быстроходных.

Поршень проверяют на сжатие от силы давления газов по наи­меньшему сечению головки Fmin, которое проходит по канавке последнего поршневого кольца

Допустимые напряжения [?]сж для чугунных поршней не должны превышать 40 Мн/м2, для поршней из алюминиевых сплавов 50—70 Мн/м2 и стальных 100 Мн/м2.

Днище поршня рассчитывают на изгиб, рассматривая его как круглую плиту.

Равнодействующая сила Р давления рz на половине днища поршня

Сила Р приложена в центре тяжести площади полукруга на расстоянии X = 2 / 3 ? D1 / ?. Половина равнодействующей опорной ре­акции будет также равна Р и приложена в центре тяжести полуок­ружности на расстоянии Y = D1 / ?. Изгибающий момент в опасном сечении II

Для плоского днища в сечении II напряжение изгиба

где рz—наибольшее давление цик­ла в цилиндре, н/м2;

? — толщина днища, м;

[?]и — допускаемое напряжение изгиба, для чугунных поршней оно равно 35— 50 Мн/м2, для поршней из алюминиевых сплавов 50—70 Мн/м2 и для сталь­ных поршней 60— 100 Мн/м2.

Опорную поверхность бобышек под поршневой палец рассчитывают на наибольшее удельное давление

где d — диаметр поршневого паль­ца, м;

lр — рабочая длина бобышек, м.

Допустимое значение [р]mах = = 20?40 Мн/м2. Меньшее значение [р] max — Для плавающих пальцев в поршнях из алюминиевого сплава и большее значение — для закрепленных пальцев в чугунном поршне.

Поршневой палец (рис. 233). По конструктивным соображе­ниям принимают следующие размеры поршневого пальца: диаметр d = (0,35?0,4) D, длину вкладыша головного подшипника a = (0,45?0,6) D, внутренний диаметр пальца d0= (0,4?0,5) d.

Расчетная схема поршневого пальца

Проверочный расчет пальца производится по наибольшему уси­лию Рz на деформации изгиба и среза. Изгибающий момент от­носительно опасного сечения I — I

(L— расстояние между серединами опор пальца, м; а — длина вкладыша головного подшипника, м).

Напряжения изгиба

Для поршневых пальцев из углеродистых сталей [?]и = 80? 120 Mн/м2 и из легированных [?]и= 180?200 Mн/м2.

Напряжение среза в сечении II - II:

где F — площадь поперечного сечения II - II пальца, м2. Допускаемое напряже­ние [?]cp = 50?60 Mн/м2.

Шток и ползун. Основные размеры штока определяют по следующим зави­симостям: диаметр d= (0,25?0,35)D, диаметр заплечика штока d1=(0,3?0,5)D, диаметр посадочного конца штока d2 = (0,7 ? 0,8) d, длина L= (1,5 ? 2,1) S. Шток проверяют на основании условия прочности на продольный изгиб, сжатие и смятие.

Расчет штока на продольный изгиб производят по формуле Эйлера:

где n — запас прочности, принимаемый равным 16—25;

L — длина штока, м.

Проверку штока производят на сжатие

Основные конструктивные зависимости для ползуна (рис. 234): диаметр шейки поперечины (0,38-^0,45) ?>, длина шейки поперечины l = (0,7?0,8) d4, расстояние между внутренними кромками шеек L = (1,2?1,5) d.

Расчетная схема поперечины ползуна

Сечение ползуна I - I проверяют на изгиб

— меньшее значение допускаемого напряжения для двигателей двойного действия. Цапфы поперечины проверяют на изгиб:

где W1 — момент сопротивления сечения цапфы, м3.

Концевые шипы для башмаков проверяют на изгиб от силы инерции ползуна и нормального давления на параллели.

Шатун. Стержень шатуна рассчитывают на сжатие и продоль­ный изгиб.

Напряжение сжатия

где Fmin —минимальное сечение шатуна в месте перехода стержня в верхнюю головку, м2; [?]сж принимают для углеродистой стали равным 80—100 Мн/м2 и легированной стали 120—150 Мн/м2

Проверку стержня шатуна на продольный изгиб производят по формулам:

для углеродистой стали

для легированной стали

Критическая сила Ркр = ?крF,       (221)

где ?кр — критическое напряжение, н/м2;

L — длина шатуна, м;

i — радиус инерции сечения, м;

F — площадь среднего сечения стержня шатуна, м2.

Зная Ркр, определяют степень надежности. Отношение Ркр к действующей силе Р называется степенью надежности п = Ркр / Pz. Для тихоходных дизелей степень надежности 4—6,5, для быстроходных 3—4,5 и для двигателей двойного действия 6,5—7.

Для быстроходных двигателей суммарное напряжение сжа­тия и изгиба в среднем сечении шатуна определяют:

где k — коэффициент, учитывающий характер нагрузки;

J — момент инерции сечения шатуна, м4;

Выбор допускаемых напряжений необходимо производить с учетом размеров шатуна и технологии его изготовления. Суммарное допускаемое напряжение для крупных кованых шатунов из углеродистой стали не должно превышать 100 Мн/м2, для ша­тунов из легированной стали 130 Мн/м2, для шатунов штампован­ных сплошного профиля из углеродистой стали 160 Мн/м2 и для шатунов штампованных из легированной стали 220 Мн/м2.

Верхнюю неразъемную головку шатуна рассчитывают на раз­рыв силой, возникающей при заедании поршня Рв или силой инер­ции прямолинейно-движущихся масс Ри, если она больше силы заедания поршня.

Напряжения растяжения в боковых стенках головки шатуна

где F — площадь сечения головки, м2. Допускаемое напряжение растяжения [?]р = 25?40 Мн/м2.

Напряжение изгиба в опасном сечении

где l1, l2, h— размеры головки шатуна, м.

Нижнюю головку проверяют на изгиб по вертикальному сече­нию крышки мотылевого подшипника, а шатунные болты — на разрыв. За расчетное усилие принимают силу инерции поступа­тельно-движущихся частей и вращающихся масс или силу заеда­ния поршня Рв.

Для крышки мотылевого подшипника

Зная ширину крышки b, которая принимается равной 0,2—0,75 длины вкладышей, находят высоту крышки

где l — расстояние между осями шатунных болтов, м; [?]и не должно превышать для литых стальных головок 65 Мн/м2; для стальных кованых 100 Мн/м2.

Напряжения растяжения в шатунных болтах

где Ри — суммарная максимальная сила инерции:

Gп.д. —масса поступательно-движущихся частей, кг;

Gв.ш. —масса вращающейся части шатуна за вычетом нижней половины нижней головки шатуна, кг;

і — число шатунных болтов;

f — площадь наименьшего сечения болта, м2;

Рабочие напряжения в шатунных болтах не должны превы­шать для болтов из углеродистой стали 70—90 Мн/м2 и для бол­тов из легированной стали 110—130 Мн/м2.