Поршень. При проектировании поршней пользуются конструктивными соотношениями, определяющими их основные размеры, а затем производят поверочный расчет на прочность.
Поршень проверяют на сжатие, изгиб и удельное давление. Толщина днища чугунных поршней (рис. 232) ? = (0,12?0,18)D, алюминиевых головок ?= (0,1?0,12) D и стальных головок ?= (0,06?0,1) D. Толщина стенки поршня ?= (0,05?0,075) D. Общая длина поршня L=(l,2?1,8) S.
Расстояние от нижней кромки поршня до оси поршневого пальца С = (0,7?1,2) D. Расстояние первой канавки поршневого кольца от нижней кромки поршня l= (0,15?0,3) D для тихоходных двигателей и l = (0,1?0,17) D для быстроходных.
Поршень проверяют на сжатие от силы давления газов по наименьшему сечению головки Fmin, которое проходит по канавке последнего поршневого кольца
Допустимые напряжения [?]сж для чугунных поршней не должны превышать 40 Мн/м2, для поршней из алюминиевых сплавов 50—70 Мн/м2 и стальных 100 Мн/м2.
Днище поршня рассчитывают на изгиб, рассматривая его как круглую плиту.
Равнодействующая сила Р давления рz на половине днища поршня
Сила Р приложена в центре тяжести площади полукруга на расстоянии X = 2 / 3 ? D1 / ?. Половина равнодействующей опорной реакции будет также равна Р и приложена в центре тяжести полуокружности на расстоянии Y = D1 / ?. Изгибающий момент в опасном сечении I — I
Для плоского днища в сечении I — I напряжение изгиба
где рz—наибольшее давление цикла в цилиндре, н/м2;
? — толщина днища, м;
[?]и — допускаемое напряжение изгиба, для чугунных поршней оно равно 35— 50 Мн/м2, для поршней из алюминиевых сплавов 50—70 Мн/м2 и для стальных поршней 60— 100 Мн/м2.
Опорную поверхность бобышек под поршневой палец рассчитывают на наибольшее удельное давление
где d — диаметр поршневого пальца, м;
lр — рабочая длина бобышек, м.
Допустимое значение [р]mах = = 20?40 Мн/м2. Меньшее значение [р] max — Для плавающих пальцев в поршнях из алюминиевого сплава и большее значение — для закрепленных пальцев в чугунном поршне.
Поршневой палец (рис. 233). По конструктивным соображениям принимают следующие размеры поршневого пальца: диаметр d = (0,35?0,4) D, длину вкладыша головного подшипника a = (0,45?0,6) D, внутренний диаметр пальца d0= (0,4?0,5) d.
Проверочный расчет пальца производится по наибольшему усилию Рz на деформации изгиба и среза. Изгибающий момент относительно опасного сечения I — I
(L— расстояние между серединами опор пальца, м; а — длина вкладыша головного подшипника, м).
Напряжения изгиба
Для поршневых пальцев из углеродистых сталей [?]и = 80? 120 Mн/м2 и из легированных [?]и= 180?200 Mн/м2.
Напряжение среза в сечении II - II:
где F — площадь поперечного сечения II - II пальца, м2. Допускаемое напряжение [?]cp = 50?60 Mн/м2.
Шток и ползун. Основные размеры штока определяют по следующим зависимостям: диаметр d= (0,25?0,35)D, диаметр заплечика штока d1=(0,3?0,5)D, диаметр посадочного конца штока d2 = (0,7 ? 0,8) d, длина L= (1,5 ? 2,1) S. Шток проверяют на основании условия прочности на продольный изгиб, сжатие и смятие.
Расчет штока на продольный изгиб производят по формуле Эйлера:
где n — запас прочности, принимаемый равным 16—25;
L — длина штока, м.
Проверку штока производят на сжатие
Основные конструктивные зависимости для ползуна (рис. 234): диаметр шейки поперечины (0,38-^0,45) ?>, длина шейки поперечины l = (0,7?0,8) d4, расстояние между внутренними кромками шеек L = (1,2?1,5) d.
Сечение ползуна I - I проверяют на изгиб
— меньшее значение допускаемого напряжения для двигателей двойного действия. Цапфы поперечины проверяют на изгиб:
где W1 — момент сопротивления сечения цапфы, м3.
Концевые шипы для башмаков проверяют на изгиб от силы инерции ползуна и нормального давления на параллели.
Шатун. Стержень шатуна рассчитывают на сжатие и продольный изгиб.
Напряжение сжатия
где Fmin —минимальное сечение шатуна в месте перехода стержня в верхнюю головку, м2; [?]сж принимают для углеродистой стали равным 80—100 Мн/м2 и легированной стали 120—150 Мн/м2
Проверку стержня шатуна на продольный изгиб производят по формулам:
для углеродистой стали
для легированной стали
Критическая сила Ркр = ?крF, (221)
где ?кр — критическое напряжение, н/м2;
L — длина шатуна, м;
i — радиус инерции сечения, м;
F — площадь среднего сечения стержня шатуна, м2.
Зная Ркр, определяют степень надежности. Отношение Ркр к действующей силе Р называется степенью надежности п = Ркр / Pz. Для тихоходных дизелей степень надежности 4—6,5, для быстроходных 3—4,5 и для двигателей двойного действия 6,5—7.
Для быстроходных двигателей суммарное напряжение сжатия и изгиба в среднем сечении шатуна определяют:
где k — коэффициент, учитывающий характер нагрузки;
J — момент инерции сечения шатуна, м4;
Выбор допускаемых напряжений необходимо производить с учетом размеров шатуна и технологии его изготовления. Суммарное допускаемое напряжение для крупных кованых шатунов из углеродистой стали не должно превышать 100 Мн/м2, для шатунов из легированной стали 130 Мн/м2, для шатунов штампованных сплошного профиля из углеродистой стали 160 Мн/м2 и для шатунов штампованных из легированной стали 220 Мн/м2.
Верхнюю неразъемную головку шатуна рассчитывают на разрыв силой, возникающей при заедании поршня Рв или силой инерции прямолинейно-движущихся масс Ри, если она больше силы заедания поршня.
Напряжения растяжения в боковых стенках головки шатуна
где F — площадь сечения головки, м2. Допускаемое напряжение растяжения [?]р = 25?40 Мн/м2.
Напряжение изгиба в опасном сечении
где l1, l2, h— размеры головки шатуна, м.
Нижнюю головку проверяют на изгиб по вертикальному сечению крышки мотылевого подшипника, а шатунные болты — на разрыв. За расчетное усилие принимают силу инерции поступательно-движущихся частей и вращающихся масс или силу заедания поршня Рв.
Для крышки мотылевого подшипника
Зная ширину крышки b, которая принимается равной 0,2—0,75 длины вкладышей, находят высоту крышки
где l — расстояние между осями шатунных болтов, м; [?]и не должно превышать для литых стальных головок 65 Мн/м2; для стальных кованых 100 Мн/м2.
Напряжения растяжения в шатунных болтах
где Ри — суммарная максимальная сила инерции:
Gп.д. —масса поступательно-движущихся частей, кг;
Gв.ш. —масса вращающейся части шатуна за вычетом нижней половины нижней головки шатуна, кг;
і — число шатунных болтов;
f — площадь наименьшего сечения болта, м2;
Рабочие напряжения в шатунных болтах не должны превышать для болтов из углеродистой стали 70—90 Мн/м2 и для болтов из легированной стали 110—130 Мн/м2.
|