Фундаментная рама и рамовые подшипники

Фундаментная рама служит основанием двигателя и восприни­мает не только вес двигателя, но и усилия от давления газов в ци­линдре и от сил инерции. На ней располагают станину и в рамовых подшипниках коленчатый вал. Фундаментная рама должна обладать достаточной продольной и поперечной жесткостью во из­бежание искривления осевой линии коленчатого вала.

Фундаментная рама полками или лапами устанавливается на судовой фундамент на клиньях или стальных прокладках. Иногда быстроходные двигатели средней и малой мощности располагают на амортизаторах для уменьшения передачи вибрации на корпус судна.

Рамы тихоходных дизелей отливают из чугуна (СЧ18-36, СЧ21-40, СЧ28-48) или стали (сталь 25, сталь 30), а также изго­товляют сварными. Рамы маломощных двигателей изготавливают цельной конструкции, а крупных двигателей, по технологическим соображениям — из отдельных частей литых или сварных, соеди­няемых фланцами и болтами. Рамы быстроходных двигателей вы­полняют из алюминиевых сплавов.

Фундаментные рамы

Конструкции рам бывают открытого и закрытого типов. Кон­струкция фундаментной рамы закрытого типа показана на рис. 129. Рама имеет две продольные балки 1, связанные попере­чинами 8. Балки имеют двутавровое, коробчатое или иное сечение и усилены ребрами. Балки делят раму на отдельные отсеки (ко­лодцы) по числу цилиндров. В этих колодцах располагаются мо­тыли коленчатого вала. На поперечных балках точно по оси рамы установлены рамовые подшипники 9 коленчатого вала. Шпильки 7 предназначены для крепления крышек 5 рамовых подшипников. Верхняя тщательно обработанная плоскость 4 рамы соединяется с картером шпильками, ввертываемыми в отверстия 6. Полки 3 с отверстиями 2 предназначены для крепления двигателя к судо­вому фундаменту. Внизу рама имеет поддон-днище, выполненное заодно с рамой (закрытые рамы) или отдельно из листовой стали (открытые рамы) и прикрепленное к раме болтами. Поддон яв­ляется маслосборником; он имеет уклон в корму или к середине рамы — к месту сбора или отсоса масла. Отверстия в нижней ча­сти поперечных балок обеспечивают перетекание масла.

Рамовые подшипники являются опорами коленчатого вала. Наиболее распространены подшипники трения скольжения. В бы­строходных двигателях находят применение подшипники качения.

Рамовые подшипники

На рис. 130, а изображен рамовый подшипник. Он состоит из нижнего цилиндрического 2 и верхнего 6 вкладышей. Для быстроходных двигателей вкладыши изготовляют тонкостенными из ма­лоуглеродистых сталей марок 10, 15 или 20, а для тихоходных — толстостенными из чугуна (СЧ21-40, СЧ24-44), стали 30 или бронзы. Внутреннюю рабочую поверхность вкладышей покрывают слоем антифрикционного сплава 3; для нижних вкладышей ис­пользуют в основном баббит Б-83, Б-90, реже свинцовую бронзу. Свинцовистая бронза выдерживает большие нагрузки и темпера­туры, чем баббит. Однако она хуже прирабатывается и склонна к коррозии.

Верхние вкладыши тихоходных двигателей, как менее нагру­женные, чем нижние, могут быть залиты более дешевым баббитом, например Б-16. Крышка 7 при помощи шпилек 8 прижимает вкла­дыши к фундаментной раме 1. Для устранения проворачивания вкладышей во время работы двигателя устанавливают стопорные приспособления 9, а заплечики в препятствуют осевому смещению вкладыша. Учитывая тепловое расширение, вкладыши по длине делают несколько короче шейки.

В крупных двигателях корпусы и крышки рамовых подшипни­ков иногда имеют водяное охлаждение. Для регулирования зазора между вкладышем и шейкой служит набор тонких прокладок 5, которые винтами 4 или направляющими штифтами удержи­ваются от перемещения. Масло к трущимся поверхностям подшип­ников поступает под давлением от масляного насоса. Подвод масла осуществляется в ненагруженную часть подшипников через штуцер 10 и паз а или снизу через отверстия 1 и канал 2 (рис. 130, г) в постели рамы. Масло поступает по внешней полу­круговой канавке 3 в холодильники б, которые обеспечивают рав­номерное распределение смазки по длине шейки. Во избежание осевого перемещения вала один из рамовых подшипников выпол­няется как установочный (рис. 130, б и в), чаще всего это кормо­вой подшипник. Конструктивной особенностью установочного под­шипника является наличие торцевых упорных поверхностей г, покрытых антифрикционным сплавом, на которые опираются спе­циальные пояски — бурты коленчатого вала.