Судовые электроэнергетические установки подразделяются на главные, вспомогательные и аварийные.
Главные судовые электроэнергетические установки предназначены для выработки электрического тока, приводящего гребные электродвигатели. Вспомогательные судовые электроэнергетические установки должны обеспечивать работу всех вспомогательных электрических устройств и систем, необходимых для поддержания эксплуатационного состояния судна и нормальных условий обитаемости на нем без использования аварийного источника электроэнергии, а также работу электрических устройств и систем, необходимых для обеспечения безопасности судна и людей в различных аварийных ситуациях.
Основной источник электроэнергии должен состоять по меньшей мере из двух генераторов. Мощность этих генераторов при остановке одного из них должна быть достаточной для питания устройств и систем, обеспечивающих нормальные эксплуатационные условия движения и безопасности судна, а также поддержания минимума комфортности для людей (работа устройств и систем приготовления пищи, отопления, бытовых холодильников и искусственной вентиляции, снабжение пресной водой и водой для санитарных нужд). При выходе из строя одного из генераторов или первичного источника энергии оставшиеся генераторы должны обеспечивать работу электрических устройств и систем, необходимых для пуска главных механизмов при нерабочем состоянии судна.
В судовые электроэнергетические установки применяют трехфазный переменный ток напряжением 400 В с частотой 50 Гц, получаемый от синхронных генераторов с частотой вращения 500, 600, 750, 1000, 1500 об/мин, На теплоходах в качестве дизелей для привода генераторов служат преимущественно среднеоборотный дизель и высокооборотного дизеля с прямой передачей мощности на генератор агрегатной мощностью до 1000 кВт и более (табл. 3.1 и 3.2). Для получения электроэнергии часто используют отбор мощности от пропульсивной установки на вспомогательные генераторы и системы глубокой утилизации с установкой УТГ, который обеспечивает электроэнергией все судовые потребители на ходовом режиме при мощности главного двигателя более 6,5—7 МВт. Для ТГ может использоваться пар от вспомогательных котлов, расход пара при этом 7—9 кг/(кВт·ч). На судах с комбинированными дизель-газотурбинными энергетических установок возможно применение газотурбогенераторов.
Требования, предъявляемые к вспомогательным дизелям, следующие:
— постоянная готовность к запуску и возможность быстрого приема нагрузки;
— малая степень неравномерности вращения KB (не более 1/100—1/150 для дизель-генератора постоянного тока и 1/150—1/250 для дизель-генератора переменного тока);
— устойчивая раздельная и параллельная работа дизель-генератор, для этого они должны быть оборудованы одним (двумя) всережимным регулятором;
— максимальная автономность систем и агрегатов, обслуживающих дизель;
— наличие автоматического дистанционного управления пуском и режимами работы дизель-генератор из центральный пульт управления или с ГРЩ.
При параллельной работе нескольких дизель-генератор переменного тока они должны иметь регуляторы частоты вращения, обеспечивающие равномерное распределение активной нагрузки пропорционально каждому дизель-генератор с точностью +10 % номинальной при любой суммарной нагрузке. Регуляторы должны автоматически поддерживать постоянную частоту вращения при сбросе и набросе нагрузки в пределах 10 % и постоянную частоту вращения вала дизель-генератор в пределах 5 %. Время переходного режима должно быть минимальным и не более 15 с.
Генераторы электрического тока выполняются с самовентиляцией или с принудительным (замкнутым) охлаждением (изоляция предусматривается по классу В или Н при предельно допустимой температуре нагрева 130 или 180 °С соответственно). Генераторы постоянного тока изготовляются со смешанным возбуждением мощностью 0,4—200 кВт при частоте вращения 1450— 2850 об/мин и номинальным напряжением 115 и 230 В. Изготовляются также генераторы постоянного тока для генераторных энергетических установок типа ГПМ 84/44-8 мощностью 760 кВт, двухъякорные типа ПГ-145 мощностью 2?625 кВт и типа 2ПГК-120х50 мощностью 2x1920 кВт и напряжением 2x600 В при частоте вращения 595 об/мин и др.
Генераторы переменного тока выпускают синхронными с трехфазной обмоткой статора, соединенной звездой. Для дизель-генератор с частотой вращения менее 1500 об/мин применяют явнополюсные синхронные генераторы следующих типов: МС (мощность 25— 1000 кВт), МСК (мощность 25—1500 кВт), МСС (мощность 220— 400 кВт), ГМС (мощность 200—500 кВт). Все генераторы имеют самовозбуждение (исключение — генераторы серии МС с электромашинными возбудителями). Генераторы монтируются на общей раме с дизелем и соединяются с ним эластичной или полужесткой муфтой. Большинство генераторов допускает превышение мощности на 10 % в течение 1 ч, на 25 % в течение 10 мин и на 50 % в течение 2 мин.
Разделение генераторов на основные (с автономным приводом) судовые электроэнергетические установки и навешенные на главного двигателя (валогенераторы) постепенно исчезает, так как требования, предъявляемые к статическим и динамическим характеристикам этих источников электроэнергии, идентичны.
Вспомогательные генераторы, используемые в энергетических установок с винта регулируемого шага, не имеют отличий от главных генераторов ни в конструкции, ни в схеме возбудителя, одинаково их используют и при эксплуатации на судне. Постоянство частоты тока вспомогательные генераторы в установках с винта регулируемого шага обеспечивается регулятором главного двигателя независимо от заданной скорости судна. Возможные колебания частоты вращения гребного вала, препятствующие параллельной работе вспомогательные генераторы и дизель-генератор, устраняются посредством электромагнитных муфт. При изменении режима движения и при прохождении узкостей дизель-генератор бортовой сети вырабатывают ток для питания сборных шин судовые электроэнергетические установки.
В энергетических установок с винт фиксированного шага применяют системы со статическими, преобразователями в комбинации с синхронным компенсатором. Вспомогательный генератор часто устанавливают в коридоре гребного вала, их явнополюсные роторы встраиваются непосредственно в линию вала. Используются также вспомогательный генератор на основе вспомогательный генератор двойного питания с преобразователем частоты, включенным на роторную обмотку генератора. Такая установка при изменении направления потока энергии может применяться в качестве резервного аварийного привода винта для возвращения судна в порт при аварии главного двигателя. В этом случае дизель-генератор сети питают вспомогательный генератор, работающий в качестве гребного двигателя.
|