Для аварийного привода воздушных компрессоров и пожарных насосов большой производительности часто используются дизели небольшой мощности (табл. 3.11).
Отечественные дизели типов 4 8,5/11 (табл. 3.12) и Ч 9,5/10 применяются в автоматизированных многотопливных дизель-генератор многоцелевого назначения мощностью 8, 16 и 30 кВт.
Эти дизель-генераторы работоспособны в зонах большой влажности при температуре от —50 до +50 °С. Эти дизели могут работать на автомобильном бензине, дизельном топливе, тракторном керосине и их смесях в любых пропорциях. Часто на морских судах их применяют в качестве аварийного дизель-генератора.
Дизели 1Р1-С (14 8,5/11) предназначены для привода электрогенераторов постоянного или переменного тока, а также насосов, компрессоров и других механизмов различного назначения соответствующей мощности. Они оборудованы радиаторной системой охлаждения, муфтой для соединения с приводным механизмом и приборами для контроля за работой дизель-генератор. Дизели запускаются вручную. Топливный бак имеет объем топлива 20 л.
Дизели ЗР2-С кроме ручного запуска с применением декомпрессии и свечей накаливания имеют электростартер и аккумулятор. Работа этих дизелей полностью автоматизирована (при обесточивании ГРЩ автоматически запускается аварийный дизель-генератор), предварительного предпускового прогрева не требуется. Для резервного воздушного пуска аварийного дизель-генератор установлен ручной компрессор с воздушным баллоном пускового воздуха давлением не более 3 МПа.
Дизель 2Р4-С—четырехтактный с радиаторной системой охлаждения, имеет раму и муфту для соединения с приводным механизмом. На раме имеются приборы для контроля за работой дизеля. Пуск дизеля осуществляется электростартером. Объем топливного бака дизеля 50 л.
Дизели ЗДШ-6 предназначен для привода различных машин и механизмов соответствующей мощности посредством плоскоременной передачи. Это одноцилиндровые дизели с радиаторной системой охлаждения.
Дизель-электрический агрегат 4Э-4 состоит из дизеля 14 8,5/11, соединенного упругой муфтой с генератором ЕС-52-4С, и радиатора, смонтированных на общей сварной раме. Агрегат снабжен автоматическими регуляторами напряжения и частоты вращения. Топливный бак имеет емкость 20 л.
Дизель-электрический агрегат Э-8 запускается с помощью электростартера, может запускаться он также вручную с применением декомпрессии и свечей накаливания. Электроагрегат Э-8 включает дизель 24 8,5/11 с генератором и радиатором, смонтированными на общей сварной раме. Агрегат имеет системы, обеспечивающие автоматический подзаряд аккумулятора, автоматическое поддержание заданной частоты вращения и напряжения, температуры охлаждающей жидкости и давления масла.
В качестве аварийного дизель-генератора на судах часто применяются дизель-электрические агрегаты типов Ш00А, ТЭЮОА фирмы «Вольво Пента» (Швеция). Для привода генератора используются шестицилиндровые четырехтактные дизели с непосредственным впрыском (количество циркуляционного масла в системе 20 л, охлаждающей жидкости 36 л). Система охлаждения дизель-генератора имеет радиатор.
Основные параметры шлюпочных и катерных ДРУ, установленных на отечественных судах, приведены в табл. 3.13 и 3.14.
|