Валики масляных насосов (дет. № СМД-55У-0907, рис. 70) двигателей СМД всех модификаций изготавливаются из стали 45.
Поверхности, сопрягаемые со втулками, закалены ТВЧ до твердости НRС 40?47 на глубину 1— 1,8 мм. Твердость остальных поверхностей НRС 24?31. Валики ведущей шестерни маслонасосов двигателей СМД-7 и СМД-14 взаимозаменяемы.
Валик ведущей шестерни масляного насоса подлежит восстановлению при наличии следующих дефектов:
1. Износ поверхности под втулки (поверхность Л) до диаметра менее 19,77 мм.
2. Повреждение или износ поверхности шпоночного паза, превышающий 0,02 мм, нормального размера по ширине.
3. Износ или повреждение резьбы.
Валик ведущей шестерни масляного насоса выбраковывают при:
1) изломе и трещинах;
2) изгибе;
3) износе или повреждении резьбы ремонтного размера.
Опорные поверхности под втулки восстанавливают вибродуговой наплавкой или хромированием.
Перед наплавкой изношенные поверхности зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 25—20 до металлического блеска.
В качестве электрода применяют пружинную проволоку диаметром 1,6—1,8 мм II класса по ГОСТ 9389— 60 из стали У7, У8 по ГОСТ 1435—54 или из стали 65, стали 65Г, стали 70 ,по ГОСТ 1050—60.
Поверхности А (рис. 70) наплавляют до диаметра 21,5+1 мм на длине 20 и 25 мм. Режим наплавки:
Наплавленный слой должен быть ровным и плотным без глубоких раковин и пропусков.
Механическую обработку наплавленных поверхностей производят шлифованием на круглошлифовальном стайке 312М или ЗБ151 плоскими шлифовальными кругами прямого профиля при предварительном шлифовании — Э50С1-С2К или Э50-40 СМ2-С1К и при окончательном шлифовании — Э40-25 СМ2-С1К. Допускается предварительное и окончательное шлифование одним кругом Э40-25 СМ2-С1К.
Наплавленные поверхности предварительно шлифуют до диаметра 20,2 -0,1мм и окончательно — до диаметра 20-0,02 -0,04мм на длине 20 и 25 мм. Режим обработки:
Снятие фасок, наплывов с торцов и притупление острых кромок производят на станке бруском зернистостью 40—25.
Твердость наплавленных поверхностей должна быть не менее НRС 40. Чистота обработки поверхностей должна соответствовать 7-му классу. На наплавленной поверхности допускаются раковины величиной по наибольшему измерению до 1 мм и глубиной не более 0,5 мм в количестве до трех на 1 см2 при условии их расположения не ближе 3 мм друг от друга. Биение поверхностей А под втулки и поверхности Б под ведущую шестерню относительно друг друга допускается не более 0,03 мм.
Одним из вариантов восстановления поверхностей под втулки валика ведущей шестерни маслонасоса является их наплавка до диаметра 22+1 мм и последующее ее шлифование под увеличенный ремонтный размер до диаметра 20,5-0,020 -0,040 мм.
Износ втулок крышки и корпуса маслонасоса в эксплуатации допускается до диаметра 20,21 мм. При постановке валика с опорными поверхностями увеличенного размера втулки крышки и корпуса ремонтируют их развертыванием под увеличенный размер до диаметра 20,5 + 0,023 мм.
Хромирование. Перед хромированием поверхности под втулки шлифуют до выведения следов износа и получения правильной геометрической формы до диаметра не менее 19,7 мм. Хромируют поверхности под втулки до диаметра 20,10 мм по технологии рассмотренной при хромировании опорных шеек распределительного вала.
Механическая обработка производится шлифованием на оборудовании и режимами, как и при чистовом шлифовании после вибродуговой наплавки.
Восстановление резьбы. Если сорвано не более одной нитки резьбы, исправляют резьбу прогонкой плашкой М14?1,5Е. При износе или срыве более одной нитки резьбу восстанавливают наплавкой или нарезанием резьбы уменьшенного ремонтного размера.
Восстановление резьбы вибродуговой наплавкой производят без подачи охлаждающей жидкости. Наплавляют резьбу на длине 8 мм до диаметра 17 мм. Режим наплавки:
Наплавку производят на оборудовании и той же проволокой, что и при наплавке опорных поверхностей под втулки.
Наплавленную поверхность обтачивают на токарно- винторезном станке до диаметра 13,94-0,12мм и круглой плашкой М14?1,5Е нарезают резьбу М14?1,5 кл. 2а на длине 8 мм. Резьбу проверяют резьбовым кольцом или новой гайкой соответствующего размера. Резьба должна быть полной, чистой и без сорванных ниток.
Нарезание ремонтной резьбы. Резьбовую часть вала протачивают на токарно-винторезном станке до диаметра 11,94-0,12 мм на длине 8 мм и круглыми плашками М12?1.25Е нарезают резьбу М12?1,25 кл. 2а на длине 8 мм. Резьба должна быть полной и чистой, без сорванных ниток.
Для валика с ремонтной резьбой изготавливают из стали Ст.3 гайку с резьбой ремонтного размера М12?1,25 кл. 2а (по образцу гайки с нормальной резьбой).
Ремонт шпоночного паза. При износе шпоночного паза до ширины менее 4,2 мм стенки шпоночного паза зачищают шабером или плоским личным напильником и подгоняют по пазу шпонку увеличенного размера. Шпонку устанавливают в паз валика с натягом 0,02— 0,03 мм. Изготавливают шпонку из стали 45.
Изношенный шпоночный паз до ширины более 4,2 мм фрезеруют под ремонтный размер 5-0,010 -0,055мм.
Фрезеруют шпоночный паз на универсально-фрезер- ном станке 6М82 (6Н82) фрезой для сегментных шпонок 16?5 мм.
Если в валике фрезеруют шпоночный паз под увеличенный ремонтный размер, изготавливают из стали 45 сегментную шпонку ремонтного размера 5-0,025?6,5-0,10мм с диаметром 16+1 мм. При этом валик комплектуют с шестерней привода маслонасоса дет. СМД1- 0904, у которой шпоночный паз также ремонтного размера. Если валик комплектуют с шестерней привода маслонасоса, у которой шпоночный паз нормального размера, изготавливают сегментную ступенчатую шпонку с диаметром 16+1 мм, высотой 6,5-0,10 мм и шириной 5-0,025 мм на участке 4,6-0,080 мм от нижнего края и шириной верхней части 4-0,025мм.
Восстанавливают шпоночный паз под нормальный размер заваркой изношенного паза электродом Э50А ГОСТ 9467—60 диаметром 3 мм с последующим обтачиванием и фрезерованием шпоночного паза нормального размера 4-0,010 -0,055 мм под углом 90° или 180° по отношению к старому пазу, выдержав остальные размеры соответственно показанным на рис. 70. Фрезеруют шпоночный паз нормального размера на универсально-фрезерном станке фрезой для сегментных шпонок 16?4 мм. Чистота боковых стенок шпоночного паза должна соответствовать 5-му классу. Смещение оси шпоночного паза относительно оси поверхности допускается не более 0,05 мм.
Замеряют ширину шпоночного паза специальным шаблоном.
|