Отстаивание топлива
Очистку топлива от механических примесей и воды осуществляют путем отстаивания (под действием силы тяжести), поскольку плотность загрязняющих частиц больше плотности топлива.
В этом случае загрязняющие частицы в топливе оседают, не соприкасаясь между собой, и на каждую из них действуют сила тяжести или собственный вес, подъемная сила среды и сила сопротивления среды: вес
где d — диаметр частицы, м;
g — ускорение свободного падения, м/с2;
?п — плотность механических примесей или воды, кг/м3;
подъемная сила среды, определяемая по закону Архимеда,
где ?т — плотность топлива, кг/м3;
сила сопротивления среды, которую в общем случае можно вычислить по закону Ньютона
где ? — коэффициент сопротивления, зависящий от числа Рейнольдса и определяемый опытным путем, в зависимости от скорости частиц;
F = ?d2/4 — площадь поперечного сечения частицы, м2;
?т — плотность топлива, кг/м3;
?0 — скорость оседания частиц, м/с.
При установившемся движении условие равновесия
может быть записано так:
Используя уравнение (6), можно определить скорость оседания твердых частиц в топливе
Из формулы (7) видно, что скорость оседания загрязнений в топливе зависит прежде всего от разницы плотностей загрязнений и топлива и размера частиц.
Несмотря на большое число работ, посвященных оседанию частиц в гравитационном поле, универсальной зависимости для вычисления коэффициента сопротивления ? нет. В частном случае, при движении, частиц, имеющих форму шара, в вязкой несжимаемой жидкости коэффициент сопротивления может быть принят:
для ламинарного режима
для переходного режима
для турбулентного режима
где µт — коэффициент динамической вязкости топлива, Па·с.
Силу сопротивления среды при оседании частиц с размером 100 мкм при ламинарном режиме вычисляют по закону Стокса
Используя формулы (6) и (8), получим расчетную зависимость для скорости оседания частиц при Re < 1, т. е.
Для определения скорости оседания эмульгированной воды в топливе с учетом вязкости воды можно использовать формулу
где µВ — коэффициент динамической вязкости воды, Па·с.
В большинстве случаев форма частиц загрязнений не шарообразная, поэтому в формулы (11) и (12) вместо d следует подставлять эквивалентный диаметру размер.
Действительная скорость оседания частиц в топливе отличается от расчетной, так как трудно точно определить плотность загрязнения и коэффициент сопротивления который во многом зависит от режима оседания. Причиной несовпадения расчетных и действительных скоростей оседания частиц при очистке топлива отстаиванием так же являются и конвективные токи, возникающие в емкостях, предназначенных для отстаивания топлива, вследствие изменения температуры наружного воздуха.
Для сравнения на рис. 2 представлены расчетные и опытные данные по очистке дизельного топлива от механических примесей путем отстаивания. Степень очистки топлива, %, в зависимости от времени при эксперименте определяли по количеству осадка на бумажном фильтре. Из рисунка видно, что механические частицы в дизельном топливе выпадают со скоростями, значительно меньшими теоретических. По расчету за 6 ч отстоя дизельное топливо должно было очиститься от кварцевых частиц размером менее 30 мкм на 65 %. В действительности же это может наступить только после 45—48 ч отстоя. В работе такое расхождение между расчетом и экспериментом объяснено тем, что механические частицы, находясь в дизельном топливе и обладая активной адсорбционной способностью, обволакиваются смолистыми более вязкими веществами, в результате вместо рассматриваемых кварцевых частиц возникают новые, более крупные частицы, скорости оседания которых значительно меньше. Последнее можно объяснить тем, что только центральное ядро частицы состоит из кварца с плотностью примерно 2,65 т/м3, оболочка же, обволакивающая ядро, состоит из смолистых веществ с плотностью, близкой к плотности дизельного топлива.
Для корректировки скорости оседания кварцевых частиц в дизельном топливе с плотностью 0,85 т/м3, рассчитываемых по формуле (12), в работе рекомендуется использовать поправочный коэффициент, вводимый в знаменатель, который можно определять по формуле
где ?1= 21,7/d;
d— диаметр частиц, мкм.
В табл. 7 приведены значения коэффициента k и скорости оседания ?0 кварцевых частиц различного диаметра в дизельном топливе. Как видно из приведенной таблицы, скорости оседания кварцевых частиц в дизельном топливе относительно невелики, особенно для мелкодисперсной части примесей. Удаление механических примесей путем отстаивания — длительный процесс. Кроме того, следует отметить, что при отстаивании нельзя удалить из топлива частицы загрязнения размером меньше 20—15 мкм, вследствие возникновения конвективных токов, даже в термостатированных резервуарах.
От свободной воды и механических загрязнений топливо очищают путем отстаивания в специальных судовых отстойных цистернах или мерниках-отстойниках на бункеровочных базах. Первичный отстой топлива может быть осуществлен в запасных цистернах на судах и бункеровочных базах. Отстойные емкости должны быть оборудованы спускной системой для удаления отстоя и устройством для забора осветленного топлива. Отстойники могут быть периодического, полунепрерывного и непрерывного действия.
Отстойники периодического действия — это топливные емкости со сливными устройствами. Подача топлива, слив осветленного топлива и удаление отстоя в них происходит периодически. Степень очистки топлива в отстойниках зависит от времени отстоя и высоты отстойных цистерн. Чем меньше их высота, тем выше степень очистки топлива.
В отстойниках полунепрерывного действия подача топлива и слив осветленного топлива происходит непрерывно, а отстой удаляют периодически, т. е. по мере накопления в нижней части цистерны, через нижнее спускное устройство. В этом случае размеры отстойной цистерны и скорость протекания топлива через нее выбирают такими, чтобы большая часть механических примесей успевала осесть на дно отстойника.
В отстойниках непрерывного действия подача топлива, слив осветленного топлива и удаление отстоя происходят непрерывно. Вследствие малой скорости протекания процесса отстаивания механических примесей и воды и из-за их небольших количеств в топливах отстойники непрерывного действия на речном флоте не применяют.
Зная скорость оседания частиц загрязнений в горизонтальных отстойниках, когда потоки жидкости плоскопараллельны, можно определить площадь основания отстойника, м2,
где Q — производительность отстойника, м3/с.
Как видно из приведенной формулы (14), площадь, занимаемая отстойником, для заданного нефтепродукта зависит только от производительности отстойника.
Наиболее эффективно отстаиваются маловязкие дизельные топлива. С увеличением плотности и вязкости топлива эффективность отстаивания механических примесей и воды снижается.
Основные недостатки очистки топлива отстаиванием — это длительность процесса и невозможность удалить мелкодисперсные загрязнения. Поэтому этот метод не может быть основным для очистки топлива на судах и бункеровочных базах. Однако из-за простой технологии его необходимо применять во всех возможных случаях. Отстойные цистерны в настоящее время на судах широко применяют как элементы топливных систем, оборудованных сепараторами или фильтрационными установками.
|