Судовые двигатели

Главная Судовые двигатели внутреннего сгорания Кинематика и динамика двигателя Силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме ДВС
Силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме ДВС

При работе двигателя в КШМ каждого цилиндра действуют силы: давления газов на поршень Р, массы поступательно-движу­щихся частей КШМ G, инерции поступательно-движущихся частей Pи и трения в КШМ Рт.

Силы трения не поддаются точному расчету; их считают вклю­ченными в сопротивление гребного винта и не принимают во вни­мание. Следовательно, в общем случае на поршень действует дви­жущая сила Pд = Р + G + Pи.

Силы, отнесенные к 1 м2 площади поршня,

Движущее усилие Рд приложено к центру поршневого пальца (пальца крейцкопфа) и направлено вдоль оси цилиндра (рис. 216). На пальце поршня Pд раскладывается на составляющие:

Рн — нормальное давление, действующее перпендикулярно к оси цилиндра и прижимающее поршень к втулке;

Рш— усилие, действующее вдоль оси шатуна и передаваемое на ось шейки кривошипа, где оно в свою очередь раскладывается на составляющие Р? и РR (рис. 216).

Схема сил кривошипно-шатунном механизме

Усилие Р? действует перпендикулярно к кривошипу, вызывает его вращение и называется касательным. Усилие РR действует вдоль кривошипа и называется радиальным. Из геометрических соотношений имеем:

Численное значение и знак тригонометрических величин

для двигателей с различными постоянными КШМ ? =R / L можно принять по данным

Величину и знак Рд определяют из диаграммы движущих сил, представляющей графическое изображение закона изменения дви­жущей силы за один оборот коленчатого вала для двухтактных двигателей и за два оборота для четырехтактных в зависимости от угла поворота коленчатого вала. Чтобы получить значение дви­жущей силы, необходимо предварительно построить следующие три диаграммы.

1. Диаграмма изменения давления р в цилиндре в зависимости от угла поворота кривошипа ?. По данным расчета рабочего про­цесса двигателя строят теоретическую индикаторную диаграмму, по которой определяют давление в цилиндре р в зависимости от его объема V. Для того, чтобы перестроить индикаторную диа­грамму из координат рV в координаты р—? (давление — угол по­ворота вала), линии в. м. т. и н. м. т. следует продлить вниз и провести прямую АВ, параллельную оси V (рис. 217). Отрезок АВ делится точкой О пополам и из этой точки радиусом АО описы­вается окружность. От центра окружности точки О в сторону н. м. т. откладывают отрезок OO' = 1 / 2 R2 / L поправка Брикса. Так как

Значение постоянной КШМ ? = R / L принимают по опытным дан­ным. Чтобы получить величину поправки OO', в масштабе диа­граммы в формулу OO' = 1 / 2 ?R вместо R подставляют значение отрезка АО. Из точки О', которая называется полюсом Брикса, опи­сывают произвольным радиусом вторую окружность и делят ее на любое число равных частей (обычно через каждые 15°). Из полюса Брикса О' через точки деления проводят лучи. Из точек пересечения лучей с окружностью радиусом АО проводят вверх прямые, парал­лельные оси р. Затем на свободном месте чертежа строят с по­мощью измерителя координаты давления газов р — угол поворота кривошипа ?°; принимая за начало отсчета линию атмосферного давления, снимают с диаграммы р—V значения ординат процессов наполнения и расширения для углов 0°, 15°, 30°, …, 180° и 360°, 375°, 390°, ..., 540°, переносят их в координаты для этих же углов и со­единяют полученные точки плавной кривой. Аналогично строят участки сжатия и выпуска, но в этом случае поправку Брикса ОО' откладывают на отрезке АВ в сторону в. м. т. В результате ука­занных построений получают развернутую индикаторную диа­грамму (рис. 218, а), по которой можно определить давление газов р на поршень для любого угла ? поворота кривошипа. Масштаб давлений развернутой диаграммы будет такой же, как и на диа­грамме в координатах р—V. При построении диаграммы p = f(?) силы, способствующие движению поршня, считаются положитель­ными, а силы, препятствующие этому движению,— отрицатель­ными.

2. Диаграмма сил массы возвратно-поступательно-движущихся частей КШМ. В тронковых двигателях внутреннего сгорания масса поступательно-движущихся частей включает массу поршня и часть массы шатуна. В крейцкопфных дополнительно входят массы штока и ползуна. Массу частей можно подсчитать, если имеются чертежи с размерами этих деталей. Часть массы шатуна, совер­шающая возвратно-поступательное движение, G1 = Gш l1 / l, где Gш— масса шатуна, кг; l — длина шатуна, м; l1 — расстояние от центра тяжести шатуна до оси кривошипной шейки, м:

Диаграммы движущих сил

Для предварительных расчетов удельные значения массы по­ступательно-движущихся частей могут быть приняты: 1) для тронковых быстроходных четырехтактных двигателей 300—800 кг/м2 и тихоходных 1000—3000 кг/м2; 2) для тронковых быстроходных двухтактных двигателей 400—1000 кг/м2 и тихоходных 1000— 2500 кг/м2; 3) для крейцкопфных быстроходных четырехтактных двигателей 3500—5000 кг/м2 и тихоходных 5000—8000 кг/м2;

4) для крейцкопфных быстроходных двухтактных двигателей 2000—3000 кг/м2 и тихоходных 9000—10 000 кг/м2. Так как вели­чина массы поступательно-движущихся частей КШМ и их направ­ление не зависят от угла поворота кривошипа ?, то диаграмма сил массы будет иметь вид, показанный на рис. 218, б. Строится эта диаграмма в том же масштабе, что и предыдущая. На тех участках диаграммы, где сила массы способствует движению поршня, она считается положительной, а там, где препятствует,— отрицательной.

3. Диаграмма сил инерции поступательно-движущихся частей. Известно, что сила инерции поступательно-движущегося тела Ри =Gaн (G — масса тела, кг; а — ускорение, м/сек2). Масса посту­пательно-движущихся частей КШМ, отнесенная к 1 м2 площади поршня, m = G / F. Ускорение движения этой массы определяют по формуле (172). Таким образом, сила инерции поступательно-движущихся частей КШМ, отнесенная к 1 м2 площади поршня, может быть определена для любого угла поворота кривошипа по формуле

Расчет Ри для различных ? целесообразно производить в таб­личной форме. По данным таблицы строят диаграмму сил инерции поступательно-движущихся частей в том же масштабе, что и пре­дыдущие. Характер кривой Pи= f (?) дан на рис. 218, в. В начале каждого хода поршня силы инерции препятствуют его движению. Поэтому силы Ри имеют отрицательный знак. В конце же каждого хода силы инерции Ри способствуют этому движению и поэтому приобретают положительный знак.

Диаграмма сил инерции

Силы инерции можно определить также графическим методом. Для этого берут отрезок АВ, длина которого соответствует ходу поршня в масштабе оси абсцисс (рис. 219) развернутой индикатор­ной диаграммы. От точки А вниз по перпендикуляру откладывают в масштабе ординат индикаторной диаграммы отрезок АС, выра­жающий силу инерции поступательно-движущихся частей в в. м. т. (? = 0), равную Pи(в. м. т) = G / F R?2 (1 + ?). В том же масштабе от точки В откладывают отрезок ВД — силу инерции в н. м. т. (? = 180°), равную Ри(н.м.т) = — G / F R?2 (1 - ?). Точки С и Д соединяют прямой. От точки пересечения СД и АВ откладывают в масштабе ординат отрезок ЕК, равный 3? G/А R?2. Точку К соединяют прямыми с точками С и Д, и полученные отрезки КС и КД делят на одина­ковое число равных частей, но не менее чем на пять. Точки деле­ния нумеруют в одном направлении и одноименные соединяют прямыми 1—1, 2—2, 3—3 и т. д. Через точки С и Д и точки пере­сечения прямых, соединяющих одинаковые номера, проводят плав­ную кривую, выражающую закон изменения сил инерции при ни­сходящем движении поршня. Для участка, соответствующего дви­жению поршня к в. м. т., кривая сил инерции будет зеркальным отображением построенной.

Диаграмма движущих сил Pд= f (?) строится путем алгебраи­ческого суммирования ординат соответствующих углов диаграмм

При суммировании ординат этих трех диаграмм сохраняется ука­занное выше правило знаков. По диаграмме Рд= f (?) молено опре­делить движущее усилие, отнесенное к 1 м2 площади поршня для любого угла поворота кривошипа.

Сила, действующая на 1 м2 площади поршня, будет равна соот­ветствующей ординате на диаграмме движущих усилий, умножен­ной на масштаб ординат. Полная сила, движущая поршень,

где рд— движущая сила, отнесенная к 1 м2 площади поршня, н/м2; D — диаметр цилиндра, м.

По формулам (173) с использованием диаграммы движущих сил можно определить значения нормального давления рн силы Рш, касательной силы Р? и радиальной силы PR при различных по­ложениях кривошипа. Графическое выражение закона изменения силы Р? в зависимости от угла ? поворота кривошипа называется диаграммой касательных сил. Расчет значений Р? для разных ? производится с использованием диаграммы Pд= f:(?) и по фор­муле (173).

Диаграмма касательных сил для одного цилиндра

По данным расчета строят диаграмму касательных сил для одного цилиндра двухтактного (рис. 220, а) и четырехтактного дви­гателей (рис. 220,6). Положительные значения откладывают вверх от оси абсцисс, отрицательные — вниз. Касательная сила считается положительной, если она направлена в сторону вращения коленча­того вала, и отрицательной, если она направлена против вращения коленчатого вала. Площадь диаграммы Р?= f (?) выражает в оп­ределенном масштабе работу касательной силы за один цикл. Ка­сательные усилия для любого угла ? поворота вала можно определить следующим простым способом. Описывают две окружности — одну радиусом кривошипа R и вторую вспомогательную — радиу­сом ?R (рис. 221). Проводят для данного угла ? радиус ОА и про­длевают его до пересечения со вспомогательной окружностью в точке В. Строят ?ВОС, у которого ВС будет параллельна оси цилиндра, а СО — параллельна оси шатуна (для. данного ?). От точки А откладывают в выбранном масштабе величину движущего усилия Рд для данного ?; тогда отрезок ЕD, проведенный перпен­дикулярно к оси цилиндра до пересечения с прямой AD, парал­лельной СО, и будет искомым Р? для выбранного ?.

Изменение касательной силы ?Р? двигателя можно представить в виде суммарной диаграммы касательных сил ?Р?= f (?). Для ее построения необходимо столько диаграмм Р? = f (?), сколько ци­линдров имеет двигатель, но сдвинутых одна относительно другой на угол ?всп поворота кривошипа между двумя последующими вспышками (рис. 222, а—в). Алгебраически сложив ординаты всех диаграмм при соответствующих углах, получают для различных по­ложений кривошипа суммарные ординаты. Соединив их концы, по­лучают диаграмму ?P? = f (?). Диаграмма суммарных касатель­ных усилий для двухцилинд­рового двухтактного двига­теля показана на рис. 222, в. Аналогичным образом строят диаграмму и для многоцилиндрового четырех­тактного двигателя.

Определение касательной силы

Диаграмму ?Р? = f (?) можно построить также аналитическим путем, располагая только одной диаграммой касательных усилий для одного цилиндра. Для этого необходимо разбить диаграмму Р? = f (?) на участки через каждые ?всп градусов. Каждый участок разделяют на одинаковое число равных отрезков и нумеруют, рис. 223 (для четырехтактного z = 4). Ординаты кривой Р? = f (?), соответствующие одним и тем же номерам точек, алгебраически суммируют, в результате чего получают ординаты суммарной кри­вой касательных усилий.

К аналитическому определению касательной силы

На диаграмму ?Р? = f (?) наносят среднюю величину касатель­ной силы Р? cp. Для определения средней ординаты Р? cp суммар­ной диаграммы касательных сил в масштабе чертежа необходимо площадь между кривой и осью абсцисс на участке длиной ?всп поделить на длину этого участка диаграммы. Если кривая суммар­ной диаграммы касательных сил пересекает ось абсцисс, то для определения Р? ср нужно алгебраическую сумму площади между кривой и осью абсцисс разделить на длину участка диаграммы. От­ложив на диаграмме величину Р? ср вверх от оси абсцисс, полу­чают новую ось. Участки между кривой и этой осью, расположен­ные над линией Р? , выражают положительную работу, а под осью — отрицательную. Между Р? ср и силой сопротивления приво­димого в действие агрегата должно существовать равенство.

Можно установить зависимость Р? ср от среднего индикаторного давления рi: для двухтактного двигателя Р? cp = pi z /? и для четырехтактного двигателя P? cp = pi z /2? (z – число цилиндров). По P? cp определяют средний крутящий момент на валу двигателя

где D — диаметр цилиндра, м; R — радиус кривошипа, м.