Привод механизма газораспределения

Поочередное открытие и закрытие впускных и выпускных кла­панов двигателя в определенной последовательности осуществ­ляется распределительным валом. Наиболее распространенным является расположение вала в верхней части двигателя снаружи или внутри картера. Распределительные валы крупных двигателей изготовляют составными. Покоится распределительный вал на под­шипниках, вмонтированных в переборки блока цилиндров.

На распределительном валу размещают кулачные шайбы. Число их соответствует числу впускных и выпускных клапанов двигателя. В реверсивных двигателях ставится двойной комплект кулачных шайб переднего и заднего хода на каждый кланам для управления его работой при реверсе. Кулачные шайбы тихоходных двигателей изготовляют отдельно от распределительного вала и закрепляют на нем с помощью шпонок или шлицев. При шлицевом соединении представляется возможность путем изменения угла посадки кулачной шайбы на вал регулировать газораспреде­ление. Для высокооборотных двигателей кулачные шайбы отковы­вают заодно с распределительным валом, материалом которого является цементируемая легированная сталь. Материалом насадных кулачных шайб может быть модифицированный чугун, мало­углеродистая и легированная стали. Рабочие поверхности шайб подвергают цементации, закалке и шлифуют.

Кулачные шайбы

На рис. 161, а показаны кулачные шайбы впускного клапана для реверсивного двигателя. Профиль шайбы определяет вели­чину открытия клапана, а также продолжительность и моменты его открытия и.закрытия. На распределительном валу также уста­навливают кулачные шайбы топливных насосов, пусковых возду­хораспределителей и др. Кулачные шайбы для привода топливных насосов (рис. 161, б) выполняют разъемными для возможности изменения угла опережения впрыска топлива.

Распредельный вал

На рис. 162 показан распределительный вал с приводами к топливному насосу 1 и клапанам: выпускному 2, пусковому 3 и впускному 4. Толкатели, штанги и рычаги входят в состав при­вода клапанов.