Для кранов взрывобезопасного исполнения следует применять специальное электрооборудование, исполнение которого в зависимости от класса взрывоопасного помещения, а также от категории и группы воспламеняемости взрывоопасной среды приведено
в табл. 6.7. При выборе двигателей следует учитывать, что в указанных исполнениях промышленностью выпускаются только короткозамкнутые двигатели. Принципиально методы выбора двигателей для взрывобезопасных механизмов не отличаются от методов расчета, изложенных выше. Однако ввиду высокой степени ответственности работы электрооборудования, а также особенностей конструктивного исполнения взрывозащищенных двигателей как закрытых невентилируемых машин необходимо исключить любую возможность перегрузки двигателей. По условиям эксплуатации все взрывобезопасные механизмы работают, как правило, в легком режиме, кроме механизмов подъема, и в работающих в средних режимах. Несмотря на это, для исключения возможной перегрузки необходимо стремиться к построению возможно более точной нагрузочной циклограммы электропривода. При наличии нагрузочной циклограммы проверяют предварительно выбранный двигатель по одному из методов эквивалентных величин, исходя из условий, что при ?0 < ? ном, Рэкв < Pном.
Для определенного коэффициента инерции kj ном = GDобщ2/(1,2GDдв2), номинальное значение которого указано в информационных материалах, число включений взрывозащищенных двигателей регламентировано. Поэтому расчет Рэкв может быть выполнен без учета числа включений при kjp ? kj ном (где kjp — расчетный коэффициент инерции). Если kjp > kj ном то допустимое число включений должно быть снижено в соответствии с выражением
В тех случаях, когда точная нагрузочная циклограмма двигателя отсутствует, расчет может быть выполнен по выражению (6.25), в котором коэффициент запаса kз следует увеличить в 1,2— 1,3 раза по сравнению с применяемым для двигателей обычного исполнения, а коэффициент k0 следует определять по кривой I рис. 6.5.
Особенностью выбора двигателей механизмов передвижения взрывозащищенных кранов является необходимость обеспечения повышенного запаса сцепления при kсц не менее 1,5. Условия обеспечения повышенной надежности работы двигателей по нагреву приводят к увеличению номинальной мощности двигателя и затрудняют выполнение условий надежности сцепления. Обеспечить выполнение этих условий можно несколькими способами: при увеличенной мощности двигателей выбрать его с паспортным напряжением большим, чем напряжение сети, что снизит пусковой момент пропорционально квадрату напряжения и может оказаться достаточным для обеспечения надежности сцепления; увеличить число приводных катков, не изменяя рассчитанную суммарную мощность двигателей; уменьшить скорость передвижения, что весьма эффективно, поскольку кинетическая энергия в системе снижается пропорционально квадрату скорости. Допустимое число включений при этом увеличивается согласно выражению
где k? — коэффициент снижения скорости, допустимый по тепловому режиму коэффициент инерции).
Для управления двигателями взрывобезопасных кранов выпускают станции специального исполнения типа СКВ. Станции СКВ выбирают по номинальному току двигателя соответствующего механизма крана. Обычно для взрывобезопасных кранов применяют комплектное электрооборудование (табл. 6.8). Наличие искробезопасных цепей управления в станциях СКВ позволяет применять крановые или общепромышленные выключатели нормального исполнения. Взрывозащищенное электрооборудование подвесных кранов с электроталями во взрывозащищенном исполнении также выпускают комплектно (табл. 6.9).
Для кранов пожароопасного исполнения выбор габарита двигателей и аппаратуры управления полностью соответствует методам выбора взрывозащищенного электрооборудования. Эти краны, как и взрывобезопасные, могут работать только в легком или среднем режиме. Электрооборудование грузовых кранов в пожароопасном исполнении выбирают по степени защиты оболочки в зависимости от класса пожароопасного помещения, согласно табл. 6.10.
|