Проверка двигателя на нагрев при известной нагрузочной диаграмме работы электропривода может быть проведена, исходя из уравнения баланса потерь в машине
где Рном — номинальная мощность выбираемого двигателя при номинальной продолжительности включения ?н; ?ном — КПД выбираемого двигателя; k0 — коэффициент, учитывающий условия вентиляции; ?0 — фактическая продолжительность включения; ?Рэкв. ст — потери эквивалентной мощности в двигателе на преодоление статической нагрузки; Ад — динамические потери в двигателе за один цикл работы; N — число циклов за единицу времени; ?Рпост — мощность постоянных потерь в двигателе.
Левая часть неравенства представляет допустимые, а правая выделяемые в течение 1 ч потери мощности в двигателе.
Уравнение (6.4) получено на основании разработанных заводом «Динамо» уточнений к известному в общей теории электропривода методу разделения потерь на отдельные составляющие. В соответствии с предложенной при этом методикой расчета дополнительно к постоянным и переменным потерям мощности в машине вводят составляющую динамических потерь. Эта составляющая определяет переменные потери в меди обмоток двигателя при пускотормозных режимах, а постоянные потери за время переходных режимов входят в состав общей постоянной составляющей за время цикла. Расчетные формулы для определения потерь приведены в табл. 6.2.
Момент Мэкв.ст находят из условия равенства переменных потерь, определяемых по нагрузочной диаграмме, переменным
потерям, определяемым по эквивалентному моменту и эквивалентному скольжению:
где Mст i — статический момент на валу двигателя на і-м участке нагрузочной диаграммы; tст i — длительность этого участка; tц— время цикла.
При условии пропорциональности между Мст и sе эквивалентный момент статической нагрузки
Для короткозамкнутых машин kпр.д = kпр.ст, kпр.д/kпр. ст = f (Мmах/Mном) при различном числе ступеней m (рис. 6.1).
Для асинхронных двигателей коэффициенты kд определяют по графикам kд = f (Мст/Mк), приведенным на рис. 6.2, и для двигателей постоянного тока по графикам kд = f (??*) (рис. 6.3) (??* — относительный перепад частоты вращения).
Если известно, что фактическая продолжительность включения не превышает номинальную, то проверку двигателя на нагрев при известной циклограмме можно выполнить по эквивалентному току т. е.
при условии, что ?0 = ? ti/tц ? ?ном, а в тех случаях, когда ток двигателя пропорционален вращающему моменту или мощности, — по уравнениям эквивалентного момента или мощности [по формуле, аналогичной формуле (6.19), но с заменой силы тока на вращающий момент или мощность]. При возможности непосредственного измерения потерь можно применить метод средних потерь
Для электроприводов с короткозамкнутыми двигателями, учитывая пропорциональность между потерями в меди статора и ротора таких машин, из уравнения (6.4) можно легко получить формулу для расчета допустимого числа циклов
где k1—число включений электропривода за один цикл.
При кажущейся простоте выражений (6.19)—(6.21) проверять по ним сложнее, чем по формуле (6.4), поскольку необходимо рассчитывать токи, моменты или потери на каждом участке как установившегося, так и переходного режима. Кроме того, эти методы могут привести к большим погрешностям, а при ?ном < ?0 они непригодны. Расчет по выражению (6.4), основанный на разделении отдельных составляющих потерь, дает более точные результаты. Однако следует повторить, что все эти расчеты возможны только при известной диаграмме нагрузки двигателя.
|