Для ограничения пусковых токов и моментов в данном случае приходится использовать те же самые пусковые реостаты.
Расчет сопротивлений пускового реостата электродвигателей последовательного возбуждения связан с рядом трудностей, что обусловливается криволинейностью характеристик данных электродвигателей и сложностью их построения до расчета сопротивлений. Заводы, изготавливающие крановое электрооборудование, поставляют комплектно электродвигатели с пусковыми реостатами. Однако на практике может возникнуть необходимость в расчете пускового реостата.
Разработано несколько методов расчета пусковых реостатов для электродвигателей последовательного возбуждения. Наиболее простым из них является графо-аналитический метод, предложенный С. Н. Вешеневским. В основу данной методики расчета положено предположение, что пуск производится на прямолинейной части искусственных пусковых характеристик и что все эти начальные прямолинейные части характеристик пересекаются в общей точке (рис. 22). Практика показывает, что такое предположение является в большинстве случаев верным и данные расчета хорошо согласуются с экспериментальными данными.
Для расчета пускового реостата по методике С. Н. Вешеневского необходимо знать номинальные данные электродвигателя, а также иметь естественную скоростную характеристику п = f(Iя) и .зависимость М=f(Iя), которые приводятся в каталогах электрических машин. При наличии указанных данных можно принять следующий порядок расчета пускового реостата.
1. Из каталога берутся и строятся в масштабе естественная скоростная характеристика п=f(Iя) (рис. 22, а) и кривая М=f(Iя) (рис. 22, б).
2. Выбираются значения максимального Мmax и минимального Мmin моментов, исходя из заданного времени пуска и момента сопротивления Мс. Если время пуска не ограничивается, то значения Mmax и Мmin можно выбрать в следующих пределах:
Если же указывается, что время пуска должно быть наименьшим, то момент Мmax выбирается примерно равным наибольшему допустимому моменту для данного электродвигателя (наибольший допустимый момент обычно указывается в каталогах вместе с номинальными данными).
3. По кривой М=f(Ія) определяются значения Imax, Imin и откладываются на естественной скоростной характеристике (см. рис. 22,а).
По величине Imах определяется полное сопротивление якорной цепи в момент пуска
Отсюда полное сопротивление пускового реостата
где Rя— сопротивление обмотки якоря;
Rc — сопротивление последовательной (сериесной) обмотки возбуждения электродвигателя.
5. Уравнение первой пусковой характеристики будет
Эта характеристика по условию должна пересекать ось абсцисс в точке 1 при токе Iя = Imax. Для определения второй точки этой же характеристики находят значение n2, отвечающее току Iя =Imin при работе на этой же характеристике. Определить п2 можно следующим образом. При работе электродвигателя на естественной характеристике в точке 6 его скорость будет равна п6 или, согласно уравнению естественной характеристики,
Величина n2 откладывается на вертикали Imin, получается точка 2, соединив которую с точкой 1, получают первую пусковую характеристику, по которой начинается, разгон электродвигателя.
6. Точки 1 и 2, 5 и 6 соединяют прямыми линиями и продолжают до пересечения в некоторой точке К, в которой, по условию, должны пересекаться все пусковые характеристики.
7. Далее построение ведут так же, как и в случае электродвигателя параллельного (возбуждения: при снижении пускового тока до значения Imin (точка 2) отключается первая ступень пускового реостата и электродвигатель должен перейти на вторую пусковую характеристику, прямолинейная часть которой проходит через точки 3 и К. Таким образом, для получения второй пусковой характеристики соединяют точки 3 и К, т. е. после отключения первой ступени разгон будет идти по прямой 3-4.
Аналогичное построение продолжают до тех пор, пока при последнем переключении электродвигатель не выйдет на естественную характеристику.
По полученному в результате такого построения графику нетрудно рассчитать сопротивление отдельных ступеней пускового реостата. Нетрудно доказать, что отрезок 1-5 в масштабе представляет величину полного сопротивления реостата, отрезок 1-3 — сопротивление первой ступени, отрезок 3-5 — сопротивление второй ступени и т. д. Как указывалось, число ступеней пускового реостата либо задается, либо определяется по построению. Нужно иметь в виду, что число ступеней в пусковом реостате электродвигателя последовательного возбуждения меньше, чем в реостате электродвигателя параллельного возбуждения при тех же условиях. Это объясняется более мягкими характеристиками электродвигателя последовательного возбуждения и расценивается как его преимущество.
|