Из уравнения (49) вытекает, что скорость вращения электродвигателей последовательного возбуждения можно регулировать двумя основными способами: изменением подведенного к электродвигателю напряжения и регулированием сопротивления якорной цепи.
Регулировать скорость таких электродвигателей изменением магнитного потока при обычных схемах включения не представляется возможным, так как их обмотка возбуждения включается в цепь якоря последовательно и у них ток якоря одновременно является и током возбуждения. Ток же якоря, как известно, определяется нагрузкой и произвольно регулировать его нельзя.
На практике чаще всего скорость вращения электродвигателей последовательного возбуждения регулируют путем изменения сопротивления реостата, включенного в якорную цепь. Второй же способ применим лишь при питании электродвигателя от отдельного генератора (в системе Г—Д).
Уравнение искусственной скоростной характеристики электродвигателя последовательного возбуждения в общем случае имеет вид:
где R — дополнительное сопротивление, включенное в якорную цепь.
Очевидно, при работе электродвигателя с постоянной нагрузкой, когда вращающий момент М = Мс =const, ток якоря Iя= Iв =const. Поэтому скорость электродвигателя на искусственной характеристике отличается от его скорости на естественной характеристике лишь за счет дополнительного падения напряжения в сопротивлении регулировочного реостата, т. е. скорость снижается пропорционально величине сопротивления якорной цепи. Чем выше это сопротивление, тем мягче характеристика электродвигателя (рис. 23). Следовательно, процесс регулирования скорости такого электродвигателя аналогичен процессу регулирования скорости электродвигателя параллельного возбуждения. Допустим, электродвигатель работает устойчиво на естественной характеристике а в точке 1 при некоторых скорости n1 и токе I1 (см. рис. 23). При включении дополнительного сопротивления R1 электродвигатель перейдет на искусственную характеристику b в точке 2. В результате ток якоря, а с некоторым опозданием и магнитный поток уменьшатся, соответственно уменьшится и вращающий момент, причем он окажется меньше момента сопротивления. Следовательно, в точке 2 электродвигатель работать устойчиво не может. Его скорость начнет снижаться в точке 3, когда восстановится устойчивая |работа, она станет равной n3. Если в цепь якоря ввести еще одно сопротивление R3, аналогичным образом электродвигатель перейдет на искусственную характеристику с в точке 5. Данные рассуждения показывают, что процесс перехода электродвигателя последовательного возбуждения с высшей скорости на низшую три введении дополнительных сопротивлений в цепь якоря происходит точно так же, как и у электродвигателя с параллельным возбуждением. Процесс перехода с низшей скорости на высшую тоже ничем не отличается.
Для построения искусственных характеристик при различных значениях дополнительного сопротивления R в цепи якоря можно воспользоваться тем обстоятельством, что э. д. с. пропорциональны скоростям вращения при постоянной нагрузке (Iя = Iв = const). Действительно, если электродвигатель при одном и том же токе возбуждения работает при различных скоростях, то Е1 = сп1 Ф и Е2 = сп2 Ф. Отсюда следует, что n1/n2=E1/E2 или
Для любого значения тока Iя по естественной скоростной характеристике можно найти соответствующее значение числа оборотов n1. Э. д. с. в якоре электродвигателя при этом будет
При том же токе, но при работе на искусственной характеристике (с сопротивлением реостата R)
Подставив выражения (53) и (54) в уравнение (52), получим
Таким образом, для построения искусственной характеристики электродвигателя последовательного возбуждения при заданном значении сопротивления R необходимо задаться несколькими значениями Iя, найти по ним значения n1 и, подставив их в формулу (52), вычислить соответствующие значения n2. Построив таким образом искусственные скоростные характеристики электродвигателя и располагая зависимостью М = f(Iя), нетрудно перейти к искусственным механическим характеристикам.
В приведенные выше выражения входят Rя и Rc, которые обычно указываются в паспортах электродвигателя. Если такие данные отсутствуют, то для определения величины (Rя + Rc) можно воспользоваться соотношением
Рассмотренный способ регулирования скорости электродвигателей последовательного возбуждения очень прост, надежен, позволяет получить очень плавную скорость и регулировать ее в довольно широких пределах, однако этот способ малоэкономичен, так как в регулировочных реостатах велики потери энергии на тепло.
|