В ряде случаев, особенно в крановых установках, естественные схемы включения электродвигателей последовательного возбуждения не отвечают требованиям приводов.
В частности, они не дают возможности получить достаточно жесткие механические характеристики при низких скоростях в двигательном режиме, не обеспечивают получения генераторного режима, не предотвращают разноса электродвигателя на холостом ходу. Поэтому применяются различные искусственные схемы включения электродвигателей, что позволяет получить требуемые характеристики.
Одной из распространенных схем искусственного включения электродвигателей последовательного возбуждения является схема с шунтированием обмотки якоря (рис. 27, а), которая довольно часто применяется в крановых установках. Благодаря шунтирующему сопротивлению R, ток в обмотке возбуждения не может быть равным нулю даже в случае полной разгрузки электродвигателя, что предотвращает его разнос при М ? 0. Из схемы видно, что магнитный поток электродвигателя зависит не от тока якоря, который при М = 0 тоже равен нулю, а от тока Iп, На основании законов Кирхгофа для цепи электродвигателя можно составить следующие уравнения:
где R — сопротивление, равное сумме сопротивлений обмотки возбуждения и дополнительного сопротивления, включенного в цепь последовательно.
Путем совместного решения уравнений (62) и (63) нетрудно получить выражение, связывающее токи Iп и Iя;
Таким образом, в случае работы электродвигателя вхолостую (Iя = 0)
Поэтому магнитный поток при холостом ходе не равен нулю, и электродвигатель имеет конечную скорость холостого хода, которая может быть найдена из уравнения искусственной скоростной характеристики, полученной путем совместного решения уравнений (62), (63), (64):
Последнее выражение показывает, что искусственные характеристики при включении электродвигателя по схеме, приведенной на рис. 27,а, пересекают ось ординат в определенных точках, соответствующих конечным скоростям п0, причем чем меньшее сопротивление включено параллельно якорю, тем меньше скорость По и тем жестче становится характеристика (рис. 27,б). Уменьшение сопротивления R также вызывает увеличение жесткости характеристик (рис. 27, в).
В крановых схемах часто при переходе с одного положения контроллера на другое изменяют как R, так и Rш, что дает возможность получить нужные характеристики и в двигательном, и в генераторном режимах.
На рис. 28, а приведена другая часто применяемая в крановых установках схема искусственного включения электродвигателя, в которой шунтирующее сопротивление включено параллельно якорю и обмотке возбуждения. При таком включении обмоток и сопротивлений по законам Кирхгофа можно составить такие же уравнения, как и для предыдущей схемы. В них Rя будет сопротивление, равное сумме сопротивлений обмоток якоря и возбуждения.
Однако хотя уравнение (67) скоростных характеристик является общим для обеих схем, сами скоростные характеристики существенно отличаются друг от друга.
Вполне понятно, что вторая схема не обеспечивает работы электродвигателя вхолостую, она не обеспечивает также возможности использования генераторного режима, так как при снижении нагрузки, когда Iя ? 0, Ф ? 0, п ??.
Уравнение (67) показывает, что при изменении нагрузки скорость меняется за счет изменения падения напряжения на сопротивлении Rя + Rш R / Rш + R и магнитного потока электродвигателя. Так как Rш R / Rш + R < 0, то скоростные и механические характеристики получаются более мягкими, чем естественная характеристика электродвигателя, но более жесткими, чем искусственная характеристика при наличии сопротивления R и отсутствии сопротивления Rш, т. е. при обычной схеме включения электродвигателя (см. рис. 22, в).
Очевидно, что жесткость характеристик должна повышаться как при уменьшении сопротивления Rш (рис. 28, б), так и при уменьшении сопротивления R (рис. 28, в), а также по мере насыщения магнитной цепи электродвигателя. Когда Rш = ?, характеристика соответствует обычной схеме включения электродвигателя с сопротивлением в цепи якоря, равным R. При R = 0 получается естественная характеристика электродвигателя:
Таким образом, данная искусственная схема включения электродвигателя последовательного возбуждения не обеспечивает генераторного режима, не позволяет работать ему вхолостую. Основным ее преимуществом следует считать возможность получения низких устойчивых скоростей, например, при подъеме и спуске тяжелых грузов (в режиме противозаключения), при ограниченных перемещениях стрелы или всего крана и в других случаях. Чаще всего схемы, приведенные на рис. 27, а и 28, а, используются при подъеме грузов, так как при включении электродвигателя по схеме на рис. 28, а невозможен генераторный режим, а при включении по схеме на рис. 27, а момент в генераторном режиме ограничен сравнительно небольшим опрокидывающим моментом (см. рис. 27,б и в).
Для спуска грузов применяется схема, изображенная на рис. 29, а, позволяющая опускать легкие грузы или грузозахватное приспособление в двигательном режиме, а тяжелые грузы — в генераторном режиме, не имеющем ограничений по моменту. Приведенные для данной схемы на рис. 29, б, в, г характеристики могут быть построены по общему уравнению (67). Эти характеристики полностью подтверждают сказанное выше.
Изменение направления вращения. Для изменения направления вращения любого электродвигателя необходимо изменить направление развиваемого им вращающего момента. Согласно выражению (29) осуществить это можно либо изменением направления тока в обмотке возбуждения, либо в обмотке якоря (рис. 30). На практике чаще применяется второй вариант, обеспечивающий более быстрое изменение направления вращения электродвигателя.
|