Противокоррозионные присадки в топливах
Коррозия металлов в среднедистиллятных топливах может быть различного характера, в зависимости от состава металла и среды.
Черные металлы в присутствии в топливе эмульсионной влаги будут разрушаться от коррозии электрохимического характера. Цветные металлы в этих условиях достаточно стойки. Агрессивные же примеси, содержащиеся в топливе, отрицательно влияют как на черные, так и на цветные металлы, особенно на медь и ее сплавы. К таким примесям относятся многие сернистые соединения (элементарная сера, сероводород, меркаптаны, дисульфиды), кислородные .соединения (кислоты, особенно низкомолекулярные, оксикислоты). Окисляются металлы атмосферным и растворенным в топливе кислородом.
В зоне сгорания двигателя может происходить высокотемпературная коррозия металла, поскольку сернистые соединения топлив, независимо от их строения, сгорая до сернистого и серного ангидридов, в охлаждаемых участках системы образуют с конденсатом воды весьма агрессивные сернистую и серную кислоты. Серный и сернистый ангидриды через неплотности в зазорах поршневых колец дизельных двигателей могут проникать в картер, оказывая сульфирующее действие на некоторые компоненты масла. Образующиеся при этом сульфокислоты, кислые серные эфиры, а также смолы масел весьма коррозионноактивны.
Для снижения коррозионной активности серосодержащих дизельных топлив рекомендуется применять нейтрализующие добавки, например такие, как аммиак или водные растворы углекислого аммония; они связывают образующиеся в зоне сгорания сернистый и серный ангидрид, одновременно предельно ограничивая образование последнего. Такие нейтрализующие добавки к сернистому (1,25% серы) дизельному топливу, подаваемые во всасывающую систему двигателя, снижали износ металла, предотвращали нагаро- и лакообразование, а также пригорание поршневых колец.
Коррозия металлов резко интенсифицируется с увеличением температуры. Чем топливо лучше очищено от неуглеводородных примесей и изолировано от кислорода воздуха, тем меньше его коррозионная активность.
В условиях хранения топлива особенно агрессивна отстаивающаяся влага, в которой растворяются органические низкомолекулярпые агрессивные соединения; на разделе фаз находят питательную среду и размножаются коррозионноактивные микроорганизмы.
Несмотря на отсутствие в стандартных топливах элементарной серы, сероводорода и ограниченное содержание меркаптанов, в процессе эксплуатации топлив элементарная сера и сероводород могут появляться вследствие распада сернистых соединений более сложного строения. В результате вторичных процессов может изменяться и содержание меркаптанов.
Черные и малолегированные стали в воде и во влажной среде корродируют. При этом образуются непрочные окисные и гидро- окисные пленки, скалывающиеся с поверхности металла и загрязняющие топливо. Значительная часть загрязнений, извлекаемых из больших емкостей после длительного хранения в них топлива, состоит из окислов железа.
Окисные пленки образуются на черных и на цветных металлах в результате физической и химической адсорбции (хемосорбции) кислорода, содержащегося в воздухе и растворенного в топливе. Эта реакция протекает не только при низких, но и при высоких температурах, превышающих температуру кипения топлива. При физической адсорбции адсорбированные слои могут быть толщиной во много молекул; при этом кислород химически с поверхностью металла не связан. При химической адсорбции образуется слой нового химического вещества, удерживаемого на поверхности металла при помощи любого типа связей: ионных, ковалентных, координационных. Хемосорбированный слой кислорода может содержать от трех до четырех атомов кислорода на один атом поверхности металла, или около 0,35 мкг на 1 см2. Активность металлов по отношению к хемосорбции кислорода возрастает в следующем порядке: Fе<Ni<Сu<Zn. По другому источнику, железо хемосорбирует кислорода значительно больше, чем другие металлы. За хемосорбцией кислорода на некоторых металлах, особенно Сu и Fе, следует их быстрое окисление.
При хемосорбции кислорода изменяется валентность ближайших к нему ионов металла:
и создаются полупроводящие ионные пары Сu+/Сu2+, через которые осуществляется передача ионов.
Представляет интерес, что уже при комнатной температуре па меди кроме хемосорбции кислорода идет другой процесс — поглощение почти такого же количества кислорода. Поглощенный окисью меди кислород остается на 63% в активном состоянии.
Медь и ее сплавы поглощают также элементарную серу, что подтверждено исследованиями при помощи ее изотопа 35S. При 120—150°С поверхность бронзы нацело выбирала из топлив элементарную серу (содержание которой составляло 0,002— 0,006 вес. %) в течение короткого периода времени. В толщу металла проникало 50—95% элементарной серы и лишь 5—50% затрачивалось на образование на его поверхности сульфидной пленки. Емкость меди и ее сплавов по поглощению серы велика.
Таким образом, железо, медь и ее сплавы в обычных условиях и при повышенных температурах не только сорбируют и хемосорбируют, но и поглощают значительное количество кислорода и элементарной серы, расходуемых на образование окисных и сульфидных пленок металлов. Часть кислорода и серы проникает в кристаллическую решетку за счет диффузии ионов металла к поверхности с образованием дырок внутри кристалла.
Окисление металлов — одна из весьма распространенных: форм коррозии. Кислород адсорбируется легко, практически всеми металлами, за исключением благородных. Уже при комнатной температуре наряду с образованием окислов металла на их .поверхности идет хемосорбция кислорода. Теплота хемосорбции кислородных соединений к металлу весьма велика и находится на уровне теплоты окисления. При такой склонности к поглощению кислорода можно думать, что медь, ее сплавы и железо в условиях постоянного обмена могут служить источником активного кислорода, частично расходуемого на окисление наименее стабильных компонентов топлива.
В действительности же это не так. Исследования механизма катализа Сu18O показали, что никакого обратного обмена между кислородом окиси меди и кислородом воздуха не происходит. Следовательно, поглощаемый металлической медью или ее сплавами кислород расходуется лишь на образование окислов металлов. По-видимому, аналогичную картину можно предположить и для элементарной серы, которая с медью и ее сплавами образует сульфиды.
В настоящее время большинство исследователей рассматривает пассивность металла как результат влияния адсорбционных 'процессов, при которых образуются монослои, состоящие из электрически заряженных частиц. Отсюда относительная скорость антикоррозионного ингибирования зависит также от электронных свойств адсорбированного вещества на поверхности металла и, естественно, от характера и положения в молекуле ингибитора активных групп, ориентирующихся по отношению к поверхности металла.
Ингибиторы коррозии должны защитить поверхность металла от доступа кислорода, элементарной серы и других активных соединений, с которыми металл может вступать в химическое взаимодействие. Необходимо, чтобы хемосорбированная на металле пленка ингибитора была очень прочной и 'противостояла как гидравлическому (механическому) воздействию потока топлива, так и возможному химическому взаимодействию с агрессивными компонентами топлива при повышенной температуре.
Многочисленные данные подтверждают эффективность в качестве ингибиторов коррозии полярных соединений, например алифатических аминов с длинной цепью и алифатических полиаминов и полиамидов. Их активность возрастает в присутствии некоторых ацетиленпроизводных.
К ингибиторам, защищающим металлическую поверхность от коррозии, относятся органические вещества, реагирующие с металлом или адсорбируемые его поверхностью. Механизм их действия представляют следующим образом. Химическое соединение являющееся ингибитором коррозии, обращено своим углеводородным радикалом к топливу, чем и определяется растворимость ингибитора в топливе, а активной полярной группой—к поверхности защищаемого металла. Из этих групп создается тонкая прочная пленка, предотвращающая контакт металла с агрессивными компонентами топлива. Для защиты от атмосферной коррозии оборудования и емкостей, изготовленных из черных металлов, эффективны так называемые летучие ингибиторы. При этом внутренняя поверхность металла покрывается тонким слоем солей: дициклогексиламмонийнитритом, дициклогексиламмонийбензоатом (молекулярный вес соответственно 228 и 303), которые эффективны при температуре до 65°С. Эффективными в таких же условиях ингибиторами являются нитрит натрия, лауриновая или стеариновая кислоты (молекулярный вес соответственно 200 и 284). Слой этих ингибиторов адсорбируется металлической поверхностью из их растворов. Стальные изделия могут быть успешно защищены от коррозии бумагой, пропитанной ингибитором, в состав которого входит, например, 20—30% нитрита натрия, 5—10% глицерина, 0,5—0,6% карбоната натрия, 2—3% крахмала.
Как антикоррозионные ингибиторы эффективны высокомолекулярные алифатические амины в растворителях. Обычно это первичные и вторичные амины с 16—18 углеродными атомами в молекуле. Концентрация их в растворе, которым обрабатывается металл, 10-5 моль/л.
Алифатические амины с числом углеродных атомов в алкильной цепи 12—18, а также продукты их взаимодействия с высшими ненасыщенными жирными кислотами являются веществами, характеризующимися высоким осмотическим давлением. Такой ингибитор из раствора проникает через окислы в глубь поверхности металла, образуя пленку, предупреждающую контакт металла с агрессивной средой. В водном растворе такие амины должны находиться в виде эмульсии. Эмульгированию способствует добавление ненасыщенной монокарбоновой (например, олеиновой) кислоты. Алифатические амины эффективны для черных и цветных металлов в углеводородной и водной среде. Вводят амины в коррозионную среду в количестве 0,05%.
Высокомолекулярные первичные амины — н-гексадециламин и н-октадециламин — как вещества, образующие стойкие пленки на поверхности металлов, предлагается использовать также для защиты от коррозии паровых установок, что свидетельствует об универсальности присадки. При этом 2 г амина, введенного в паровую зону, достаточно для надежной защиты металла установки от кислородной и углекислотной коррозии. Ингибиторами коррозии черных металлов, вызываемой парами сероводорода, являются азотистые гетероциклические соединения, гомологи пиридина, хинолинов, акридина и их смеси. Смесь азотистых соединений такого типа, извлеченная из средних нефтяных дистиллятов, также достаточно эффективна в качестве ингибитора коррозии черных металлов для сероводородной и солянокислой сред.
Процесс образования защитной пленки на металле под влиянием ингибитора коррозии носит сложный характер, поскольку он связан и с адсорбцией и с химическим взаимодействием. Предполагают, что при низких температурах преобладает адсорбция, а при высоких — хемосорбция. Качество защитной пленки на металле и ее прочность зависят от температуры и состава топлива, металла и характера его поверхности, химического строения (поверхностной активности и сродства к металлу), а также от концентрации антикоррозионной присадки. Для дизельных топлив в качестве антикоррозионных присадок, ограничивающих разрушение металлов под влиянием сернистых соединений, предложены растворимые органические сульфонаты, преимущественно кальция, вводимые в топливо в виде раствора в масле. Обычно, чтобы не чрезмерно увеличивать зольность топлива, вводят не более 0,01% такой присадки на сульфонат. Предложено много смесей сульфо-, нитро- и аминоорганических соединений в качестве эффективных антикоррозионных присадок к дизельным топливам. В США антикоррозионные присадки вводят во все реактивные топлива военного назначения и в часть топлив, предназначенных для гражданской авиации.
Основным компонентом антикоррозионных присадок, наиболее зарекомендовавших себя для реактивных топлив, является диолеиновая кислота. Присадку вводят в топливо в количестве 0,002—0,005%.
Эффективные присадки хорошо изолируют металлы от окружающей агрессивной среды. В присутствии металлов — меди, ее сплавов, железа, сплавов марганца и др. — эти присадки будут играть также некоторую антиокислительную роль, поскольку в результате их действия металлы не будут оказывать инициирующего влияния на распад гидроперекисей с образованием свободных радикалов. На такой основе создаются полифункциональные присадки.
|