Степень реакции. Вышедший со скоростью c1 из сопел поток пара вступает в каналы, образованные рабочими лопатками, и благодаря их кривизне преобразует приобретенную в соплах кинетическую энергию в механическую работу вращения рабочего колеса.
При прохождении каналов рабочих лопаток пар подвергается дополнительному расширению от давления р1’ в зазоре между соплами и рабочими лопатками до давления р1 за ними. Суммарный располагаемый теплопсрепад в ступени в общем случае делится на теплоперепад hан, используемый ,в неподвижных соплах, и hap используемый па рабочих лопатках, т. е.
h = hан + hар.
Отношение теплоперепада, срабатываемого на рабочих лопатках, к располагаемому теплоперепаду всей ступени называется степенью реакции
? = hap / ha . (20)
В зависимости от величины степени реакции ступени делятся на чисто активные (? = 0), активные с реакцией (? = 0,1?0,2) и реактивные (? = 0,4?0,6). По величине степени реакции можно определить hар и hан:
hap = ?ha и hан = (1 — ?)hа кдж/кг. (21)
Построение треугольников скоростей. Пар из неподвижных сопел выходит с абсолютной скоростью с1 под углом ?1 к плоскости вращения колеса (рис. 72, а). Так как рабочие лопатки, закрепленные на диске, вращаются с окружной скоростью и = ?dn (где d — средний диаметр ступени, п — частота вращения), то в лопаточный канал струя пара войдет с относительной скоростью W1, которая определяется как разность векторов c1 и u и составляет угол ?1 с направлением окружной скорости и:
w1 = c1 – u .
Треугольник, представляющий собой эту геометрическую разность, называется входным треугольником скоростей.
В каналах рабочих лопаток пар вследствие кривизны канала изменяет свое направление и на выходе из него имеет относительную скорость W2, направленную под углом ?2 к плоскости колеса. Относительная скорость w2 может быть меньше или больше скорости w1. В чисто активной ступени (? = 0) поток пара не получает ускорения и так как процесс движения пара сопровождается потерями, то скорость w2 будет меньше w1. Обычно уменьшение относительной скорости характеризуется, так же как и для сопел, скоростным коэффициентом ?:
w2 = ?w1. (22)
Коэффициент определяется опытным путем и принимается в пределах ? = 0,83?0,92.
В общем случае (?>0) под влиянием расширения пара в каналах рабочих лопаток происходит ускорение парового потока в его относительном движении и теоретическая кинетическая энергия пара при выходе будет
где w12 / 2 ?103 — кинетическая энергия на входе в лопаточный канал. Действительная относительная скорость на выходе
Абсолютная скорость пара с2 на выходе в неподвижной среде направлена под углом ?2 к плоскости вращения колеса и определяется как геометрическая сумма векторов относительной w2 и переносной и скоростей:
c2 = w2 + u.
Треугольник, представляющий эту геометрическую сумму, называется выходным треугольником скоростей.
При выполнении расчетов турбин треугольники скоростей совмещают к одному полюсу в точке 0 (рис. 72, б). Графическое построение выполняется следующим образом.
Под углом ?1 к направлению окружной скорости откладывают в выбранном масштабе абсолютную скорость пара с1=44,8??hа, а от конца вектора скорости с1 — в том же масштабе окружную скорость и = ?dп. Соединив конец вектора скорости и с началом вектора скорости с1 (точки 0), определяют относительную скорость которая составляет с плоскостью колеса или направлением переносной скорости и угол ?1. Относительную скорость пара на выходе из каналов рабочих лопаток находят по формулам:
Под углом ?2 в выбранном масштабе откладывают вектор скорости w2, а от конца его окружную скорость и. Соединив конец ее вектора с точкой 0, получают абсолютную скорость пара с2 на выходе из ступени, направленную под углом ?2 к плоскости вращения колеса.
В некоторых случаях выходной треугольник скоростей поворачивают вокруг вертикальной оси OO на 180° с таким расчетом, чтобы он накладывался на входной треугольник. На рис. 72 показаны треугольники скоростей для различных ступеней: в — чисто активной симметричного профиля без учета потерь; г — чисто активной симметричного профиля с учетом потерь; д — активной несимметричного профиля и с учетом потерь; е и ж — реактивной.
Реактивные ступени проектируют таким образом, чтобы выходной треугольник скоростей был равен входному:
В таких случаях каналы неподвижных сопел и рабочих лопаток получаются одинаковой формы и скоростные коэффициенты для реактивных направляющих и рабочих лопаток могут быть приняты одинаковыми ? = ? = 0,92?0,96.
Проекции скоростей на направление окружной скорости называются окружными составляющими скоростей, а проекции скоростей на направление оси колеса турбины, — осевыми составляющими. Из треугольников скоростей (рис. 72, б) имеем:
|