Судовые двигатели

Преобразование энергии на рабочих лопатках

Степень реакции. Вышедший со скоростью c1 из сопел поток пара вступает в каналы, образованные рабочими лопатками, и благодаря их кривизне преобразует приобретенную в соплах кинетическую энергию в механическую работу вращения рабочего колеса. При прохождении каналов рабочих лопаток пар подвергается дополнительному расширению от давления р1’ в зазоре между соплами и рабочими лопатками до давления р1 за ними. Суммар­ный располагаемый теплопсрепад в ступени в общем случае де­лится на теплоперепад hан, используемый ,в неподвижных соплах, и hap используемый па рабочих лопатках, т. е.

h = hан + hар.

Отношение теплоперепада, срабатываемого на рабочих лопат­ках, к располагаемому теплоперепаду всей ступени называется степенью реакции

? = hap / ha .  (20)

В зависимости от величины степени реакции ступени делятся на чисто активные (? = 0), активные с реакцией (? = 0,1?0,2) и ре­активные (? = 0,4?0,6). По величине степени реакции можно оп­ределить hар и hан:

hap = ?ha и hан = (1 — ?)hа кдж/кг. (21)

Построение треугольников скоростей. Пар из неподвижных сопел выходит с абсолютной скоростью с1 под углом ?1 к плоско­сти вращения колеса (рис. 72, а). Так как рабочие лопатки, за­крепленные на диске, вращаются с окружной скоростью и = ?dn  (где d — средний диаметр ступени, п — частота вращения), то в лопаточный канал струя пара войдет с относительной скоростью W1, которая определяется как разность векторов c1 и u и состав­ляет угол ?1 с направлением окружной скорости и:

w1 = c1u .

Треугольник, представляющий собой эту геометрическую раз­ность, называется входным треугольником скоростей.

В каналах рабочих лопаток пар вследствие кривизны канала изменяет свое направление и на выходе из него имеет относитель­ную скорость W2, направленную под углом ?2 к плоскости колеса. Относительная скорость w2 может быть меньше или больше ско­рости w1. В чисто активной ступени (? = 0) поток пара не получает ускорения и так как процесс движения пара сопровождается по­терями, то скорость w2 будет меньше w1. Обычно уменьшение от­носительной скорости характеризуется, так же как и для сопел, скоростным коэффициентом ?:

w2 = ?w1. (22)

Коэффициент определяется опытным путем и принимается в пределах ? = 0,83?0,92.

В общем случае (?>0) под влиянием расширения пара в кана­лах рабочих лопаток происходит ускорение парового потока в его относительном движении и теоретическая кинетическая энергия пара при выходе будет

где w12 / 2 ?103 — кинетическая энергия на входе в лопаточный канал. Действительная относительная скорость на выходе

Абсолютная скорость пара с2 на выходе в неподвижной среде направлена под углом ?2 к плоскости вращения колеса и опреде­ляется как геометрическая сумма векторов относительной w2 и пе­реносной и скоростей:

c2 = w2 + u.

Треугольник, представляющий эту геометрическую сумму, на­зывается выходным треугольником скоростей.

Треугольники скоростей различных ступеней

При выполнении расчетов турбин треугольники скоростей сов­мещают к одному полюсу в точке 0 (рис. 72, б). Графическое построение выполняется следующим образом.

Под углом ?1 к направлению окружной скорости откладывают в выбранном масштабе абсолютную скорость пара с1=44,8??hа, а от конца вектора скорости с1 — в том же масштабе окружную скорость и = ?dп. Соединив конец вектора скорости и с началом вектора скорости с1 (точки 0), определяют относительную скорость которая составляет с плоскостью колеса или направлением переносной скорости и угол ?1. Относительную скорость пара на выходе из каналов рабочих лопаток находят по формулам:

Под углом ?2 в выбранном масштабе откладывают вектор скорости w2, а от конца его окружную скорость и. Соединив конец ее вектора с точкой 0, получают абсолютную скорость пара с2 на выходе из ступени, направленную под углом ?2 к плоскости вра­щения колеса.

В некоторых случаях выходной треугольник скоростей повора­чивают вокруг вертикальной оси OO на 180° с таким расчетом, чтобы он накладывался на входной треугольник. На рис. 72 пока­заны треугольники скоростей для различных ступеней: в — чисто активной симметричного профиля без учета потерь; г — чисто ак­тивной симметричного профиля с учетом потерь; д — активной не­симметричного профиля и с учетом потерь; е и ж — реактивной.

Реактивные ступени проектируют таким образом, чтобы выход­ной треугольник скоростей был равен входному:

В таких случаях каналы неподвижных сопел и рабочих лопаток получаются одинаковой формы и скоростные коэффициенты для реактивных направляющих и рабочих лопаток могут быть приняты одинаковыми ? = ? = 0,92?0,96.

Проекции скоростей на направление окружной скорости назы­ваются окружными составляющими скоростей, а проекции скоро­стей на направление оси колеса турбины, — осевыми составляю­щими. Из треугольников скоростей (рис. 72, б) имеем: