Гидравлические всережимные регуляторы с гидростатическим чувствительным элементом (см. рис. 127) имеют существенный недостаток, связанный с нарушением первоначальной настройки скоростного режима вследствие изменения вязкости и плотности рабочей жидкости, используемой для регулирования, при изменении ее температуры в процессе эксплуатации или при замене одного сорта топлива другим. В зависимости от условий эксплуатации температура топлива при входе в топливный насос тракторного дизеля может изменяться в пределах от 20 до 60° С. Вязкость топлива в связи с этим меняется в 3—4 раза, а плотность на 3—5%. При смене сорта используемого топлива при одной и той же температуре вязкость может изменяться в 2—3 раза, а плотность на 5—6%.
Чтобы устранить указанный недостаток, в гидравлических всережимных регуляторах применен грузовой центробежный чувствительный элемент, который может свободно перемещаться в радиальном направлении сверления ротора 3 (рис. 129). Центр тяжести груза-золотника 2 смещен относительно оси вращения ротора. Топливо насосом 7 подается в канал 8, давление в котором зависит от настройки перепускного клапана. Из канала 8 через выточки в грузе-золотнике и отверстие топливо поступает в полость 10 собственно чувствительного элемента гидростатического типа.
Изменение давления топлива в полости 10 воспринимается поршнем 11 и пружиной 13. Вместе с поршнем перемещается рейка 12 топливного насоса 1, изменяющая цикловую подачу топлива. Всережимность регулятора обеспечивается изменением предварительной деформации пружины 13 рычагом 15. Давление топлива в полости 10 определяется положением груза-золотника и, следовательно, площадями проходных сечений каналов 5 и 8. В процессе работы центробежная сила груза-золотника уравновешивается силой, создаваемой избыточном давлением р в полости 10.
Если f — площадь поперечного сечения груза-золотника и т3 — его масса, то на основании уравнения статического равновесия золотника получим
где R — расстояние от оси вращения ротора до центра тяжести груза-золотника.
Значение R определяет отношение площадей проходных сечений f1 и f2 соответственно каналов 5 и 8.
Так как количество жидкости, поступающей в полость 10 через канал 8
равняется на равновесном режиме количеству жидкости, уходящей из полости 10 в топливный бак 9 через канал 5,
то отношение проходных сечений
зависит только от отношения коэффициентов расходов ?1 и ?2 и давления питания рп.
Изменение вязкости при повышении или уменьшении температуры топлива влияет на ?1 ?2 одинаково, поэтому отношение ?1/ ?2 практически не зависит от температуры топлива. Давление рп при помощи клапана 6 также поддерживается примерно постоянным.
В гидравлических регуляторах с грузом-золотником коэффициент А поддерживающей силы определяется подстановкой выражения (330) в уравнение (326), откуда
Эта формула не включает параметров, характеризующих свойства рабочей жидкости, поэтому поддерживающая сила таких регуляторов не зависит от ее температуры. Все это способствует тому, что гидравлические регуляторы с грузом-золотником при изменении сорта топлива или его температуры практически не изменяют настройки регулируемых скоростных режимов, что иллюстрируется кривой 3 на рис. 128, б.
Для выявления закономерности изменения степени неравномерности регулятора с грузом-золотником в зависимости от скоростного режима следует рассмотреть условия статического равновесия муфты регулятора, т. е. практически поршня 11 (см. рис. 129).
В соответствии с рис. 128, а муфта регулятора на всех скоростных режимах имеет перемещение z от 0 до zтах. Восстанавливающая сила меняется в пределах от Е0 до Е0 + bzтах, причем Е0 определяется предварительной деформацией пружины.
Из условия статического равновесия
Подстановка найденных выражений в формулу (294) после некоторых преобразований дает
Произведение bzтах на всех скоростных режимах одно и то же, а Е0 увеличивается но мере возрастания предварительной деформации пружины, т. е. по мере увеличения угловой скорости регулируемого скоростного режима двигателя. Формула (332) показывает, что по мере роста Е0 степень неравномерности уменьшается, и свойства рассматриваемого регулятора приближаются к свойствам механических регуляторов прямого действия.
В настоящее время гидравлические регуляторы с гидростатическим чувствительным элементом (см. рис. 127) не устанавливают на отечественных двигателях; это объясняется определенной зависимостью настройки регулятора от вязкости рабочего тела. Введение в конструкцию гидравлического регулятора груза-золотника (рис. 129) повышает сложность конструкции по сравнению с регулятором, показанным на рис. 127.
|