Маховик (рис. 21) двигателя СМД-14 (деталь 14-0402-1) изготавливают из чугуна СЧ 18-36, твердость НВ 163— 229, а маховик двигателя СМД-7 (деталь СМД1-0402) изготавливают из чугуна СЧ 15-32, твердость НВ 163— 229.
Допускается изготовление маховиков двигателей СМД из чугуна СЧ 21—40. Венцы маховиков (деталь СМД1—0403) двигателей СМД-14 и СМД-7 взаимозаменяемы. Маховики двигателей СМД-14 и СМД-7 не взаимозаменяемы, хотя большинство размеров маховиков одинаковые.
Маховик подлежит ремонту при наличии следующих дефектов:
1) Износ и задиры поверхности маховика, сопрягаемой с ведомым диском муфты сцепления глубиной более 0,2 мм.
2) Износ поверхности отверстий маховика под болты крепления к коленчатому валу.
3) Износ поверхности отверстия под подшипник до диаметра более 80,04 мм.
4) Износ поверхности отверстий под установочные штифты до диаметров более 14,09 мм и 13,09 мм.
5) Износ или повреждение резьбы.
6) Износ зубьев венца до толщины не менее 5,3 мм и до длины не менее 23 мм.
7) Несбалансированность маховика.
Маховик выбраковывают при:
трещинах и поломках.
Венец маховика выбраковывают при:
1. Износе зубьев венца маховика до толщины менее 5,3 мм;
2. Износе зубьев до длины менее 23 мм.
Протачивание рабочей поверхности Е.
Неравномерную выработку рабочей поверхности маховика, сопрягаемой с фрикционными накладками ведомого диска муфты сцепления, задиры и риски устраняют проточкой (подрезкой) рабочей поверхности. Для этого маховик отверстием под подшипник крепят на оправке (рис. 22) и вместе с оправкой устанавливают в центры токарно-винторезного станка типа 163.
Протачивают рабочую поверхность подрезным резцом до выведения неровностей, задиров и рисок. После этого протачивают кольцевую канавку шириной 6 мм и глубиной 2 мм соответственно показанной на рис. 21. Для удаления следов обработки резцом рабочую поверхность зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 8—6, наклеенной на деревянный брусок. При необходимости подрезают торцовую поверхность Щ, сопрягаемую с упорным диском муфты сцепления, выдержав размер 62+0,4 мм (СМД-14) и 35+0,35 мм (СМД-7) соответственно показанным на рис. 21.
Непрямолинейность и неплоскостность рабочей поверхности Е допускается не более 0,15 мм. Проверку прямолинейности и плоскостности поверхности Е производят поверочной линейкой 300 мм и набором щупов № 3.
Биение поверхности Щ относительно поверхности М под подшипник допускается не более 0,25 мм на крайних точках. Торцовое биение рабочей поверхности Е допускается не более 0,1 мм на крайних точках. Биение проверяют индикатором часового типа с пределом измерения 0—10 мм, закрепленным на универсальном штативе.
Чистота рабочей поверхности Е должна соответствовать 6 классу. Раковины на поверхности Е не допускаются; на поверхности Щ допускается не более 5 раковин с наибольшим измерением до 5 мм, глубиной до 4 мм, расположенных друг от друга и от кромок на расстоянии не менее 10 мм.
Рассверливание отверстий под болты крепления к коленчатому валу.
Изношенные отверстия под болты крепления к коленчатому валу рассверливают до диаметра 16,5 мм на вертикально-сверлильном станке.
Поверхности отверстий должны быть чистыми, без рисок и задиров. Смещение осей отверстий от нормального положения допускается не более 0,1 мм.
Маховик с рассверленными отверстиями под болты крепления к коленчатому валу комплектуют с коленчатым валом, у которого во фланце в отверстиях под болты крепления маховика нарезана резьба ремонтного размера М16?1,5 кл. 2.
Восстановление отверстия под подшипник
Восстановление отверстия под подшипник производят запрессовкой кольца с последующим растачиванием под нормальный размер. Отверстие под подшипник растачивают до диаметра 85+0,070 мм. Изготавливают из стали 40 втулку с наружным диаметром 85 +0,125 +0,195 мм, внутренним—79,4±0,2 мм и высотой 15,6±0,2 мм. С одной стороны по наружному диаметру снимают фаску 0,5?45°. С помощью слесарного молотка 500-граммового и ступенчатой наставки dі = 85,4 мм и hі = 100 мм, d2 = 78,5 мм и h2 = 10 мм втулку запрессовывают в расточенное отверстие маховика. В запрессованной втулке растачивают отверстие до нормального диаметра 80+0.008 -0.023 мм. Биение поверхности М отверстия под подшипник относительно оси поверхности Л (рис. 21) допускается не более 0,05 мм. Чистота обработки поверхности отверстия под подшипник должна соответствовать 7 классу.
Ремонт отверстий под установочные штифты
Ремонт отверстий под установочные штифты сводится к развертыванию отверстий под ремонтный размер до диаметра 13,5 +0,035 мм и 14,5 +0,016 +0,040 мм. Поверхности отверстий должны быть без задиров, чистыми и гладкими. Неперпендикулярность осей отверстий под установочные штифты к плоскости Ж прилегания к фланцу коленчатого вала допускается не более 0,1 мм на длине 50 мм.
Проверку перпендикулярности поверхностей М и Ж (рис. 21) относительно друг друга производят специальным приспособлением и набором щупов № 3. Приспособление представляет собой штифт диаметром 13,5-0,012 мм или 14,5 -0,012 мм, скрепленный с пластинкой; поверхность пластинки должна быть перпендикулярна к цилиндрической поверхности штифта. Длина штифта 16 мм, а пластинки — 65 мм.
Если развертывают отверстия в маховике под установочный штифт до диаметра 13,5-0,012 мм, изготовляют из стали 45 установочный штифт ремонтного размера диаметром 13,5-0,035 мм, длиной 26-0,5 мм и в упорном диске муфты сцепления зенкеруют или развертывают отверстия до диаметра 13,7 +0,035мм (для дет. 14-2107-1) и 13,7 +0,070 мм (для дет. СМД1—2107).
Ремонт резьбовых отверстий
Ремонт резьбовых отверстий под болты крепления упорного диска муфты сцепления и под болты крепления корпуса сальника сводится к исправлению резьбы прогонкой метчиком или к нарезанию резьбы ремонтного размера.
Исправляют резьбу прогонкой метчиками М12?1,75Д и М6?1Д при срыве не более двух ниток или при наличии забоин.
Если имеет место износ или срыв резьбы более двух ниток, резьбовые отверстия рассверливают до диаметра 12,3 мм на глубине 31 мм и 6,6 мм на проход и нарезают в них резьбу соответственно М14?1,5 кл. 2 на глубину 25 мм и М8?1 кл. 2 на проход. Рассверливают резьбовые отверстия на сверлильном станке, а нарезают ручными метчиками М14?1,5Д и М8?1Д.
Резьба должна быть полной и чистой. Резьбу проверяют резьбовыми пробками или новыми болтами соответствующего размера и степени точности.
Если нарезают в маховике ремонтную резьбу, в упорном диске муфты сцепления рассверливают отверстия под болты до диаметра 15,5 мм и в корпусе сальника до диаметра 9 мм, а также изготовляют из стали 35 болты ремонтного размера М14? 1,5?30 и М8?1?25
Ремонт венца маховика.
Сколы, заусеницы и забоины зачищают, а торцы зубьев закругляют шлифовальным кругом обдирочно-шлифовального станка типа 3A382 с гибким валом или личным напильником.
Если зубья венца по длине изношены более чем на 2 мм (до длины менее 23 мм), но при этом толщина зубьев более 5,3 мм, допускается перепрессовка венца обратной стороной. При перепрессовке должен быть обеспечен натяг не менее 0,38 мм. Для сохранения минимально допустимого натяга 0,38 мм, необходимо, чтобы диаметр венца был не более 390,5 мм. Венец перед на прессовкой нагревают до температуры 200—250°. На прессовку венца на маховик производят, на гидравлическом прессе типа М0-2002 с использованием оправки.
Балансировка маховика.
Устанавливают маховик на универсальный стенд для статической балансировки ОПР-1159 и балансируют сверлением отверстий в утяжеленной части маховика. Сверлят отверстия на торцовой плоскости обода, обращенной в сторону коленчатого вала (поверхность X, рис. 21) на радиусе 185 мм. Отверстия должны быть диаметром не более 9 мм и глубиной не более 10 мм.
Маховик должен сохранять равновесие в любом положении. Статическая несбалансированность должна быть не более 100 гсм.
|