Распределительный вал в блок-картере имеет три опоры. В передней стенке блок-картера запрессован передний подшипник под первую опорную шейку распределительного вала, а под вторую и третью опорные шейки в теле блок-картера расточены два отверстия.
При износе переднего подшипника распределительного вала подшипник растачивают под увеличенный размер или заменяют новым нормального размера. Если в ремонтном предприятии опорные шейки распределительных валов ремонтируют шлифованием под уменьшенные ремонтные размеры, целесообразно изготавливать подшипники с уменьшенным ремонтным диаметром отверстия.
Изношенные отверстия под среднюю и заднюю опорные шейки распределительного вала ремонтируют растачиванием под увеличенные ремонтные размеры или восстанавливают постановкой втулок в предварительно расточенные отверстия в блок-картере с последующим их растачиванием под нормальные или уменьшенные ремонтные размеры.
При последующих ремонтах подшипники уменьшенного ремонтного размера можно растачивать под нормальный или ремонтный размер.
|В блок-картере допускают диаметры подшипника и отверстий под передний подшипник, вторую и третью опоры распределительного вала только нормального или одного ремонтного размера. Под ремонтные размеры отверстия ремонтируют совместным развертыванием специальной разверткой (рис. 10).
Развертка состоит из борштанги 1, трех направляющих передних втулок 4 и трех направляющих задних втулок 2, между которыми находятся три насадные развертки 3. Направляющие втулки и насадные развертки закрепляют на борштанге с помощью штифтов 5.
Привод развертки ручной, для этого на левом конце борштанги 1 имеется квадратный хвостовик 24?24 мм под вороток.
Собранную развертку устанавливают в блок-картер со стороны картера шестерен. Все три отверстия обрабатывают одновременно — вначале предварительно, а затем окончательно.
Так как развертка предназначена для развертывания отверстий в блок-картере до нормального и под ремонтные размеры, то все направляющие втулки и насадные развертки являются сменными и изготавливаются восьми размеров для каждого отверстия: четырех для предварительной обработки и четырех для окончательной (один комплект под нормальный размер и три под соответствующие ремонтные размеры).
Борштангу 1 (рис. 10) изготавливают из стали 40Х и подвергают термообработке до твердости НRС 38?45, причем перед и после шлифования борштангу подвергают старению с тем, чтобы уменьшить внутренние напряжения и свести к минимуму прогиб, который по диаметру 27 +0,007 мм должен быть не более 0,01 мм.
Направляющие втулки (передние 4 и задние 2), изготовленные из стали У7А, подвергаются термообработке до твердости HRС 55?60. Насадная развертка 3, изготовленная из стали У12, подвергается термообработке до твердости НRС 62?64, причем биение поверхности цилиндрической части развертки относительно цилиндрической части 27+0,023 мм должно быть не более 0,01 мм, а биение зубьев по заборному и обратному конусам не более 0,03 мм. Штифт 5 (общее количество которых 9 шт.) изготавливается размером 6Т?36 мм из стали 45 и подвергается термообработке до твердости HRС 40?45.
На рис. 10 показаны рабочие чертежи, а в табл. 2, 3, 4 приведены все размеры направляющих втулок (передних и задних) и насадных разверток, предназначенных как для предварительной, так и для окончательной обработки.
В блок-картер с увеличенными или уменьшенными ремонтными отверстиями под опоры (табл. 5) вставляют (распределительный вал с опорными шейками соответствующего ремонтного размера.
Для постановки ремонтных втулок отверстия под вторую и третью опоры распределительного вала растачивают соответственно до диаметров 58 +0,03 мм и 54 +0,03 мм.
Отверстия растачивают на горизонтально-расточном станке РР-4А с использованием специального приспособления (рис. 7) и борштанги (рис. 8,б).
Отверстия под опоры распределительного вала растачивают в два прохода. Режим чернового растачивания:
Чистовое растачивание производят на таком же режиме, как и черновое, но с глубиной резания 0,2— 0,3 мм.
Из чугуна СЧ 18-36 изготавливают ремонтные втулки, размеры которых приведены в табл. 6.
В ремонтной втулке третьей опоры распределительного вала фрезеруют паз шириной 8 мм, предназначенный для подачи масла в клапанный механизм.
В расточенные отверстия запрессовывают втулки на клее БФ-2 или эпоксидной пасте по технологии постановки втулок под толкатели. Для предотвращения втулок от перемещения допускается постановка стопорных винтов Мб или штифтов диаметром 6 мм через отверстия, просверленные с наружной стороны блок-картер а. Запрессовывать втулки можно без применения клея и стопоров, но в этом случае должна быть обеспечена первая прессовая посадка 3-го класса точности.
Втулки запрессовывают с помощью приспособления ПИМ-192-2 для выпрессовки и запрессовки втулок распределительных валов двигателей конструкции ГОСНИТИ. Стопорные винты или штифты изготавливают из малоуглеродистой стали или из латуни Л-62.
Через отверстия подвода масла от коренных подшипников в ремонтных втулках второй и третьей опоры распределительного вала сверлят отверстия диаметром 7+0,36 мм.
Подшипники и отверстия под опоры распределительного вала в блок-картере окончательно обрабатывают растачиванием до одного из размеров, приведенных в табл. 5. Растачивают подшипники на горизонтально-расточном станке РР-4А с использованием специального приспособления (рис. 7).
Отремонтированный блок-картер постановкой ремонтных втулок или развертыванием подшипника и отверстий под опоры распределительного вала под увеличенные размеры должен удовлетворять требования, приведенные ниже.
Расстояние между осями гнезд под вкладыши коренных подшипников и осями отверстия под палец промежуточной шестерни должно быть 116,74+0,1 мм, а расстояние между осями отверстия под палец промежуточной шестерни и осями отверстий .под опоры распределительного вала — 155,65+0,1 мм.
Непараллельность общей оси подшипников распределительного вала относительно оси отверстий под вкладыши коренных подшипников допускается не более 0,1 мм на всей длине блока.
Указанные межосевые расстояния обеспечиваются конструкцией приспособления (рис. 7). Проверку этих расстояний производят при помощи специального приспособления с индикатором часового типа пределом измерения 0—10 мм. Это приспособление состоит из калиброванных пробок, вставляемых в гнездо коленчатого вала и втулку распределительного вала, хомута и индикатора. Индикатор устанавливают на необходимый размер по шаблону.
Биение торцовой поверхности подшипника распределительного вала относительно оси внутреннего отверстия на крайних точках и по наружному бурту не должно превышать 0,1 мм.
Овальность и конусность отверстий во втулках допускается не более 0,027 мм. Чистота внутренней поверхности должна соответствовать 6 классу; задиры, риски и заусеницы не допускаются.
Чистые газовые раковины допускаются не более двух на каждой расточенной поверхности по наибольшему измерению не более 3 мм и глубиной 2 мм, расположенные друг от друга и от краев не ближе 5 мм.
|