Посадочные места под вкладыши в блок-картере растачивают на горизонтально-расточном станке типа РР-4А с использованием специального приспособления.
На рис. 7 показано приспособление для растачивания в блок-нартере отверстий под вкладыши коленчатого вала, опоры распределительного вала, палец промежуточной шестерни. Это приспособление состоит из плиты-основания 6, двух кронштейнов, левого 1 и правого 8, восьми угловых опор 3 (четыре продольные и четыре поперечные), двух установочно-центрирующих пальцев 2 и 7, двух зажимов 11, шести подшипников скольжения (14; 5 и 9 под борштангу для растачивания отверстий под вкладыши коленчатого вала, 10; 13 под борштангу для (растачивания отверстий под опоры распределительного вала; 12 под борштангу для растачивания отверстия под палец промежуточной шестерни). Подшипники 13 и 14 установлены в левом кронштейне 1, подшипники 9, 10 и 12 — в правом кронштейне 8, а средний подшипник 5, под борштангу для растачивания отверстий под вкладыши коленчатого вала, установлен в специальном корпусе 4, который крепится к плите-основанию 6 при помощи двух болтов.
Блок-картер устанавливают на плиту-основание 6 между угловыми опорами 3, которые ориентируют деталь в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Зажимы 11 при этом отведены в крайнее нерабочее положение. Точное центрирование блок-картера на приспособлении относительно подшипников в кронштейнах 1 и 8 под борштанги производят при помощи установочно-центрирующих пальцев 2 и 7, на которые устанавливают деталь по технологическим базовым отверстиям в нижней плоскости и закрепляют с помощью двух зажимов 11.
Затем собранную, с точно выставленными резцами, борштангу устанавливают в подшипники со стороны правого кронштейна так, чтобы она свободно вращалась. Для этого все подшипники под борштанги изготавливают разрезными, коническими по наружной поверхности с регулировочными гайками и контргайками. Для уменьшения сил трения и для повышения точности растачивания предусмотрена консистентная смазка подшипников.
Приспособление устанавливают на основание-направляющую расточного станка РР-4А, от электродвигателя и шпинделя которого берет привод та или иная борштанга. Это приспособление может быть также использовано как самостоятельная установка с дополнительным устройством для привода борштанг.
Плита-основание 6 приспособления изготавливается из чугуна СЧ18-36. Из этого же материала изготавливаются и кронштейны левый 1 и правый 8, а также корпус подшипника 4. Все подшипники изготавливаются из бронзы Бр ОЦС-5-5-5. Отверстие в подшипнике 14 под борштангу для растачивания отверстий под вкладыши коленчатого нала изготавливают диаметром 70 мм по второму классу точности, а правого подшипника 9 и среднего 5 — диаметром 70 мм по первому классу точности в системе отверстия.
Отверстия подшипников 10 и 13 под борштангу для растачивания отверстий под опоры распределительного вала изготавливают диаметром 42 мм по первому классу точности в системе отверстия. Аналогично изготавливают и отверстие подшипника 12 под борштангу для растачивания отверстия под палец промежуточной шестерни, но только диаметром 54 мм.
Все восемь угловых опор 3 изготавливаются из инструментальной стали марки У7А. Из этой же стали изготавливаются и установочно-центрирующие пальцы 2 и 7 диаметром 16 мм по ходовой посадке второго класса точности в системе отверстия.
Палец 7 — цилиндрический, а палец 2 — срезанный. Опоры 3 и пальцы 2 и 7 подвергают термообработке до твердости НRС 50?55. Остальные детали приспособления изготавливаются из качественной конструкционной стали марок сталь 20, 35, 40.
Приспособление (рис. 7), на котором могут быть расточены блок-картеры двигателей СМД-7 и СМД-14 всех их модификаций без каких-либо значительных переналадок, — универсальное. Различие в ширине блок-картеров двигателей СМД-7 и СМД-14 вызывает перестановку лишь поперечных угловых опор 3, что легко осуществимо.
На рис. 8 показаны борштанги к приспособлению (рис. 7) для растачивания в блок-картере отверстий под вкладыши коленчатого вала, опоры распределительного вала, .палец промежуточной шестерни.
Все три борштанги представляют собой цилиндрические оправки, изготовленные из стали 20Х, цементированные на глубину 0,8?1,1 мм и закаленные до твердости НRС 56?62. Пазы под резцы и резьбы от цементации должны быть изолированы.
Биение поверхностей борштанг, изготовленных по ходовой посадке второго класса точности относительно поверхностей, изготовленных по посадке движения второго класса точности, должно быть не более 0,03 мм.
На правом конце каждой борштанги (рис. 8, а, б, в) имеется хвостовик диаметром 45-0,05 мм, в который запрессован цилиндрический штифт диаметром 10 мм и длиной 65 мм для привода.
Тело борштанги (рис. 8, а) для .растачивания отверстий под вкладыши коленчатого вала имеет пять пазов размером 16?16 мм для резцов, под прямым углом к которым расположено по два нарезанных отверстия под установочные винты для зажима резцов. Установочные винты (М12) 3 и 2 изготавливаются из стали 35 и имеют внутренние грани под ключ 6 мм. Винт 3 имеет длину 22 мм, а винт 2—14 мм. Резцы изготавливаются из стали 45 с напайкой пластин твердого сплава ВК-6. Для данной борштанги резец имеет размер 16?16?60 мм.
Для перемещения резца при настройке борштанги на определенный размер по каждому пазу под резец имеется нарезанное отверстие, куда ввернут регулирующий винт (М20) 4, длиною 22 мм с внутренними гранями под ключ 10 мм.
Тело борштанги (рис. 8,б) для растачивания отверстий под опоры распределительного вала имеет три паза размером 12?12 мм для резцов, под прямым углом к которым расположено по два нарезанных отверстия под установочные винты для зажима резцов. Установочные винты (М8) 3 и 2 изготавливаются из стали 35 соответственно длиной 16 и 10 мм и имеют по торцу разрезы под отвертку. Резцы 1 изготавливаются из стали 45 размером 12?12?30 мм с напаянными пластинками из твердого сплава ВК-6. Для регулировки резцов при настройке борштанги на определенный размер с некоторым смещением от центра каждого паза под резец имеется нарезанное отверстие, куда ввернут регулирующий винт (М8?14) 4, с прорезью по торцу под отвертку.
Тело борштанги 4 (рис. 8, в) для растачивания отверстия под палец промежуточной шестерни на диаметре 28-0,045 мм имеет паз размером 10?10 мм для резца, под прямым углом к которому расположено нарезанное отверстие под установочный винт 2 для зажима резца. Установочный винт М8?8 изготавливается из стали 35 и по торцу имеет прорезь под отвертку. Резец изготавливается размером 10?10?25 мм с напайкой пластинки твердого сплава ВК-6 из стали 45.
Регулировочный винт 3 такой же, как и винт 2, только длиннее на 2 мм.
Посадочные места под вкладыши растачивают до диаметра 98+0,021 мм (СМД-14) и 95 +0,021 мм (СМД-7).
Эти размеры получают в том случае, если правильно установлены резцы. Устанавливают резцы на установочной призме для резцов с индикатором часового типа пределом измерения 0—10 мм или с помощью микрометра с призмой для установки резцов пределом измерения 75—100 мм.
Посадочные места под вкладыши в блок-картере растачивают резцами с напаянными пластинками из твердого сплава ВК-6. Режим растачивания:
После растачивания, не снимая крышек коренных подшипников, производят проверку соосности посадочных мест при помощи точно обработанной цилиндрической оправки (диаметром менее диаметров (расточенных отверстий на 5 мм), закладываемой в отверстия посадочных мест под вкладыши блок-катера. Несоосность поверхностей под вкладыши коренных подшипников допускается не более 0,015 мм. Для проверки соосности посадочных мест блок-картер устанавливают верхней плоскостью так, чтобы ось отверстий коренных подшипников находилась в горизонтальной плоскости. Если па первой и пятой опорах нет зазора, а между оправкой и поверхностью гнезда на остальных опорах щуп толщиной 0,03 мм не проходит, считают, что оси всех коренных подшипников соосны между собой.
Проверяют соосность посадочных мест в двух-трех положениях блок-картера: нижней плоскостью вверх и в двух боковых положениях. Диаметр гнезд замеряют индикаторным нутромером пределом измерения 50— 100 мм. Отклонение отверстий от правильной геометрической формы (конусность и эллипсность) под вкладыши коренных подшипников допускается не более 0,02 мм.
Расстояние от оси гнезд коренных подшипников до оси отверстия под палец промежуточной шестерни должно быть выдержано 116,74+0,1 мм.
Непараллельность общей оси отверстий под вкладыши к общей оси отверстий под опоры распределительного вала должна быть не более 0,1 мм на всей длине.
На поверхности под вкладыши допускается наличие несосредоточенных чистых газовых раковин в количестве не более трех на каждой опоре по наибольшему измерению не более 2 мм и глубиной не более 3 мм при расположении их от краев не ближе 5 мм.
Чистота обработанной поверхности должна соответствовать 8 классу.
|