Посадочные места под вкладыши в блок-картере

Посадочные места под вкладыши в блок-картере рас­тачивают на горизонтально-расточном станке типа РР-4А с использованием специального приспособления.

Приспособление для растачивания отверстий в блок-картере под вкладыши коленчатого вала и палец промежуточной шестерни

На рис. 7 показано приспособление для растачивания в блок-нартере отверстий под вкладыши коленчатого вала, опоры распределительного вала, палец промежу­точной шестерни. Это приспособление состоит из плиты-основания 6, двух кронштейнов, левого 1 и правого 8, восьми угловых опор 3 (четыре продольные и четыре по­перечные), двух установочно-центрирующих пальцев 2 и 7, двух зажимов 11, шести подшипников скольжения (14; 5 и 9 под борштангу для растачивания отверстий под вкладыши коленчатого вала, 10; 13 под борштангу для (растачивания отверстий под опоры распределитель­ного вала; 12 под борштангу для растачивания отвер­стия под палец промежуточной шестерни). Подшипни­ки 13 и 14 установлены в левом кронштейне 1, подшип­ники 9, 10 и 12 — в правом кронштейне 8, а средний подшипник 5, под борштангу для растачивания отвер­стий под вкладыши коленчатого вала, установлен в спе­циальном корпусе 4, который крепится к плите-основа­нию 6 при помощи двух болтов.

Блок-картер устанавливают на плиту-основание 6 между угловыми опорами 3, которые ориентируют де­таль в горизонтальной и вертикальной плоскостях. За­жимы 11 при этом отведены в крайнее нерабочее поло­жение. Точное центрирование блок-картера на приспо­соблении относительно подшипников в кронштейнах 1 и 8 под борштанги производят при помощи установочно-центрирующих пальцев 2 и 7, на которые устанавлива­ют деталь по технологическим базовым отверстиям в нижней плоскости и закрепляют с помощью двух зажи­мов 11.

Затем собранную, с точно выставленными резцами, борштангу устанавливают в подшипники со стороны правого кронштейна так, чтобы она свободно враща­лась. Для этого все подшипники под борштанги изго­тавливают разрезными, коническими по наружной по­верхности с регулировочными гайками и контргайками. Для уменьшения сил трения и для повышения точности растачивания предусмотрена консистентная смазка под­шипников.

Приспособление устанавливают на основание-на­правляющую расточного станка РР-4А, от электродвига­теля и шпинделя которого берет привод та или иная борштанга. Это приспособление может быть также ис­пользовано как самостоятельная установка с дополни­тельным устройством для привода борштанг.

Плита-основание 6 приспособления изготавливается из чугуна СЧ18-36. Из этого же материала изготавлива­ются и кронштейны левый 1 и правый 8, а также кор­пус подшипника 4. Все подшипники изготавливаются из бронзы Бр ОЦС-5-5-5. Отверстие в подшипнике 14 под борштангу для растачивания отверстий под вкладыши коленчатого нала изготавливают диаметром 70 мм по второму классу точности, а правого подшипника 9 и среднего 5 — диаметром 70 мм по первому классу точ­ности в системе отверстия.

Отверстия подшипников 10 и 13 под борштангу для растачивания отверстий под опоры распределительного вала изготавливают диаметром 42 мм по первому клас­су точности в системе отверстия. Аналогично изготав­ливают и отверстие подшипника 12 под борштангу для растачивания отверстия под палец промежуточной шес­терни, но только диаметром 54 мм.

Все восемь угловых опор 3 изготавливаются из ин­струментальной стали марки У7А. Из этой же стали из­готавливаются и установочно-центрирующие пальцы 2 и 7 диаметром 16 мм по ходовой посадке второго класса точности в системе отверстия.

Палец 7 — цилиндрический, а палец 2 — срезанный. Опоры 3 и пальцы 2 и 7 подвергают термообработке до твердости НRС 50?55. Остальные детали приспособле­ния изготавливаются из качественной конструкционной стали марок сталь 20, 35, 40.

Приспособление (рис. 7), на котором могут быть рас­точены блок-картеры двигателей СМД-7 и СМД-14 всех их модификаций без каких-либо значительных перена­ладок, — универсальное. Различие в ширине блок-кар­теров двигателей СМД-7 и СМД-14 вызывает перестанов­ку лишь поперечных угловых опор 3, что легко осу­ществимо.

На рис. 8 показаны борштанги к приспособлению (рис. 7) для растачивания в блок-картере отверстий под вкладыши коленчатого вала, опоры распределительного вала, .палец промежуточной шестерни.

Все три борштанги представляют собой цилиндри­ческие оправки, изготовленные из стали 20Х, цементиро­ванные на глубину 0,8?1,1 мм и закаленные до твер­дости НRС 56?62. Пазы под резцы и резьбы от це­ментации должны быть изолированы.

Биение поверхностей борштанг, изготовленных по ходовой посадке второго класса точности относительно поверхностей, изготовленных по посадке движения вто­рого класса точности, должно быть не более 0,03 мм.

На правом конце каждой борштанги (рис. 8, а, б, в) имеется хвостовик диаметром 45-0,05 мм, в который за­прессован цилиндрический штифт диаметром 10 мм и длиной 65 мм для привода.

Тело борштанги (рис. 8, а) для .растачивания от­верстий под вкладыши коленчатого вала имеет пять па­зов размером 16?16 мм для резцов, под прямым углом к которым расположено по два нарезанных отверстия под установочные винты для зажима резцов. Устано­вочные винты (М12) 3 и 2 изготавливаются из стали 35 и имеют внутренние грани под ключ 6 мм. Винт 3 имеет длину 22 мм, а винт 2—14 мм. Резцы изготавливаются из стали 45 с напайкой пластин твердого сплава ВК-6. Для данной борштанги резец имеет размер 16?16?60 мм.

Для перемещения резца при настройке борштанги на определенный размер по каждому пазу под резец име­ется нарезанное отверстие, куда ввернут регулирующий винт (М20) 4, длиною 22 мм с внутренними гранями под ключ 10 мм.

Борштанги к приспособлению для растачивания отверстий в блок-картере

Тело борштанги (рис. 8,б) для растачивания отвер­стий под опоры распределительного вала имеет три па­за размером 12?12 мм для резцов, под прямым углом к которым расположено по два нарезанных отверстия под установочные винты для зажима резцов. Установоч­ные винты (М8) 3 и 2 изготавливаются из стали 35 со­ответственно длиной 16 и 10 мм и имеют по торцу раз­резы под отвертку. Резцы 1 изготавливаются из стали 45 размером 12?12?30 мм с напаянными пластинками из твердого сплава ВК-6. Для регулировки резцов при на­стройке борштанги на определенный размер с некото­рым смещением от центра каждого паза под резец име­ется нарезанное отверстие, куда ввернут регулирующий винт (М8?14) 4, с прорезью по торцу под отвертку.

Тело борштанги 4 (рис. 8, в) для растачивания от­верстия под палец промежуточной шестерни на диаметре 28-0,045 мм имеет паз размером 10?10 мм для резца, под прямым углом к которому расположено нарезанное отверстие под установочный винт 2 для зажима резца. Установочный винт М8?8 изготавливается из стали 35 и по торцу имеет прорезь под отвертку. Резец изготав­ливается размером 10?10?25 мм с напайкой пластин­ки твердого сплава ВК-6 из стали 45.

Регулировочный винт 3 такой же, как и винт 2, толь­ко длиннее на 2 мм.

Посадочные места под вкладыши растачивают до диаметра 98+0,021 мм (СМД-14) и 95 +0,021 мм (СМД-7).

Эти размеры получают в том случае, если правильно установлены резцы. Устанавливают резцы на устано­вочной призме для резцов с индикатором часового ти­па пределом измерения 0—10 мм или с помощью микро­метра с призмой для установки резцов пределом измере­ния 75—100 мм.

Посадочные места под вкладыши в блок-картере рас­тачивают резцами с напаянными пластинками из твердо­го сплава ВК-6. Режим растачивания:

После растачивания, не снимая крышек коренных подшипников, производят проверку соосности посадоч­ных мест при помощи точно обработанной цилиндричес­кой оправки (диаметром менее диаметров (расточенных отверстий на 5 мм), закладываемой в отверстия поса­дочных мест под вкладыши блок-катера. Несоосность поверхностей под вкладыши коренных подшипников до­пускается не более 0,015 мм. Для проверки соосности посадочных мест блок-картер устанавливают верхней плоскостью так, чтобы ось отверстий коренных подшип­ников находилась в горизонтальной плоскости. Если па первой и пятой опорах нет зазора, а между оправкой и поверхностью гнезда на остальных опорах щуп толщи­ной 0,03 мм не проходит, считают, что оси всех корен­ных подшипников соосны между собой.

Проверяют соосность посадочных мест в двух-трех положениях блок-картера: нижней плоскостью вверх и в двух боковых положениях. Диаметр гнезд замеряют индикаторным нутромером пределом измерения 50— 100 мм. Отклонение отверстий от правильной геометри­ческой формы (конусность и эллипсность) под вклады­ши коренных подшипников допускается не более 0,02 мм.

Расстояние от оси гнезд коренных подшипников до оси отверстия под палец промежуточной шестерни должно быть выдержано 116,74+0,1 мм.

Непараллельность общей оси отверстий под вклады­ши к общей оси отверстий под опоры распределительно­го вала должна быть не более 0,1 мм на всей длине.

На поверхности под вкладыши допускается наличие несосредоточенных чистых газовых раковин в количест­ве не более трех на каждой опоре по наибольшему из­мерению не более 2 мм и глубиной не более 3 мм при расположении их от краев не ближе 5 мм.

Чистота обработанной поверхности должна соответ­ствовать 8 классу.