Главная Восстановление и ремонт двигателей СМД Блок-картер и картер шестерен двигателя СМД Блок-картер двигателя СМД Заварка трещин, выходящих на нижнюю обработанную поверхность, в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров
Заварка трещин, выходящих на нижнюю обработанную поверхность, в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров

Заварка трещин, выходящих на нижнюю обработан­ную поверхность, в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров на верхней плоскости производится постановкой упрочняющих штифтов или накладок.

Места, прилегающие к трещине, очищают от грязи, масла и ржавчины до металлического блеска. На обра­ботанной поверхности блок-картера вдоль трещины не­обходимо вырубить или профрезеровать площадку ши­риной 40—60 мм, глубиной 4—8 мм и с краев снять фаску под углом 45° на всю глубину площадки. С обеих сторон трещины на расстоянии 10—15 мм сверлят отверстия диаметром 4,9 мм на глубину 8—10 мм и на­резают в этих отверстиях резьбу Мб. В резьбовые от­верстия до упора завертывают штифты, изготовленные из малоуглеродистой стали, их концы загибают навстре­чу друг другу и сваривают. В резьбовые отверстия мож­но ввертывать резьбовые шпильки так, чтобы их кон­цы выступали над поверхностью на величину 4—5 мм. К выступающим концам шпилек приваривают соедини­тельные прутки диаметром 6 мм из малоуглеродистой проволоки (рис. 3,а). Обварку штифтов (соединитель­ных прутков) и заварку трещины наложением отжигаю­щих валиков производят так же, как это описано вы­ше. Наплавленный слой металла должен быть на 1,5— 2,5 мм выше обработанной поверхности, без трещин, раковин и пережога.

Заварка трещины и заделка пробоины

Сварку ведут электродом из проволоки Св-08 с ме­ловой обмазкой диаметром 4 мм или электродом ЦЧ-4. Режим сварки: ток 120—160 а, напряжение 18—25 в.

Фрезерование площадки под наплавку, как и обра­ботку сварного шва заподлицо с обработанной поверх­ностью блок-картера, производят на универсально-фре­зерном станке типа 6М82 (6Н82) торцевой насадной фрезой.

При заварке трещины с постановкой накладки на обработанной поверхности блок-картера необходимо профрезеровать или вырубить площадку такую же, как показано на рис. 3. Если площадку подготавливают зубилом, ее выравнивают напильником. Из листовой стали Ст. 2 или Ст. 3 изготавливают накладку по фор­ме площадки, но короче и уже площадки на 3—4 мм. Толщина накладки должна равняться глубине пло­щадки.

Прижатую накладку к площадке прихватывают свар­кой по углам и затем приваривают ее способом нало­жения отжигающих валиков.

На рис. 3,б показана слесарная подготовка и завар­ка трещины, выходящей на нижнюю обработанную по­верхность блок-картера. Как видно из рисунка, трещи­на заварена на обработанной поверхности с постановкой накладки, а не на обработанной поверхности с поста­новкой штифтов. На необработанной поверхности сна­чала обваривают штифты и заваривают трещину, а за­тем приваривают накладку по периметру. При этом постановку штифтов, их обварку и заварку трещины про­изводят по технологии заварки трещины водяной рубаш­ки способом наложения отжигающих валиков. Но в этом случае конец трещины заоверливают и в блок-картере вставляют на резьбе штифты.

Если трещина проходит через резьбовое отверстие, площадку на обработанной поверхности для постанов­ки накладки разделывают так, чтобы это отверстие рас­полагалось посредине данной площадки. В накладке после разметки сверлят отверстие, в котором нарезают резьбу. Чтобы нитки резьбы в накладке совпадали с нитками резьбы в отверстии блок-картера, накладку плотно прижимают к площадке и метчиком через резь­бовое отверстие с обратной стороны стенки нарезают в этой накладке резьбу или только «заходную нитку». За­тем снимают накладку, в которой по «заходной нитке» нарезают резьбу.

Если трещина проходит через глухое отверстие, в этом случае метчик завертывают в резьбовое отверстие на всю рабочую длину, прижимают накладку к подго­товленной площадке и, вывертывая метчик, нарезают в накладке «заходную нитку». Затем снимают накладку и по «заходной нитке» нарезают резьбу. После этого на­кладку' крепят на площадке латунным или медным болтам, и приваривают по технологии, рассмотренной выше.

Если имеет место образование трещин в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров, производят заварку этих трещин с постановкой упрочняющих на­кладок. Трещины на нижней обработанной поверхности блок-картера обычно заваривают способом наложения отжигающих валиков с дополнительной постановкой штифтов или соединительных прутков.