Заварка трещин, выходящих на нижнюю обработанную поверхность, в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров на верхней плоскости производится постановкой упрочняющих штифтов или накладок.
Места, прилегающие к трещине, очищают от грязи, масла и ржавчины до металлического блеска. На обработанной поверхности блок-картера вдоль трещины необходимо вырубить или профрезеровать площадку шириной 40—60 мм, глубиной 4—8 мм и с краев снять фаску под углом 45° на всю глубину площадки. С обеих сторон трещины на расстоянии 10—15 мм сверлят отверстия диаметром 4,9 мм на глубину 8—10 мм и нарезают в этих отверстиях резьбу Мб. В резьбовые отверстия до упора завертывают штифты, изготовленные из малоуглеродистой стали, их концы загибают навстречу друг другу и сваривают. В резьбовые отверстия можно ввертывать резьбовые шпильки так, чтобы их концы выступали над поверхностью на величину 4—5 мм. К выступающим концам шпилек приваривают соединительные прутки диаметром 6 мм из малоуглеродистой проволоки (рис. 3,а). Обварку штифтов (соединительных прутков) и заварку трещины наложением отжигающих валиков производят так же, как это описано выше. Наплавленный слой металла должен быть на 1,5— 2,5 мм выше обработанной поверхности, без трещин, раковин и пережога.
Сварку ведут электродом из проволоки Св-08 с меловой обмазкой диаметром 4 мм или электродом ЦЧ-4. Режим сварки: ток 120—160 а, напряжение 18—25 в.
Фрезерование площадки под наплавку, как и обработку сварного шва заподлицо с обработанной поверхностью блок-картера, производят на универсально-фрезерном станке типа 6М82 (6Н82) торцевой насадной фрезой.
При заварке трещины с постановкой накладки на обработанной поверхности блок-картера необходимо профрезеровать или вырубить площадку такую же, как показано на рис. 3. Если площадку подготавливают зубилом, ее выравнивают напильником. Из листовой стали Ст. 2 или Ст. 3 изготавливают накладку по форме площадки, но короче и уже площадки на 3—4 мм. Толщина накладки должна равняться глубине площадки.
Прижатую накладку к площадке прихватывают сваркой по углам и затем приваривают ее способом наложения отжигающих валиков.
На рис. 3,б показана слесарная подготовка и заварка трещины, выходящей на нижнюю обработанную поверхность блок-картера. Как видно из рисунка, трещина заварена на обработанной поверхности с постановкой накладки, а не на обработанной поверхности с постановкой штифтов. На необработанной поверхности сначала обваривают штифты и заваривают трещину, а затем приваривают накладку по периметру. При этом постановку штифтов, их обварку и заварку трещины производят по технологии заварки трещины водяной рубашки способом наложения отжигающих валиков. Но в этом случае конец трещины заоверливают и в блок-картере вставляют на резьбе штифты.
Если трещина проходит через резьбовое отверстие, площадку на обработанной поверхности для постановки накладки разделывают так, чтобы это отверстие располагалось посредине данной площадки. В накладке после разметки сверлят отверстие, в котором нарезают резьбу. Чтобы нитки резьбы в накладке совпадали с нитками резьбы в отверстии блок-картера, накладку плотно прижимают к площадке и метчиком через резьбовое отверстие с обратной стороны стенки нарезают в этой накладке резьбу или только «заходную нитку». Затем снимают накладку, в которой по «заходной нитке» нарезают резьбу.
Если трещина проходит через глухое отверстие, в этом случае метчик завертывают в резьбовое отверстие на всю рабочую длину, прижимают накладку к подготовленной площадке и, вывертывая метчик, нарезают в накладке «заходную нитку». Затем снимают накладку и по «заходной нитке» нарезают резьбу. После этого накладку' крепят на площадке латунным или медным болтам, и приваривают по технологии, рассмотренной выше.
Если имеет место образование трещин в перемычках между отверстиями под гильзы цилиндров, производят заварку этих трещин с постановкой упрочняющих накладок. Трещины на нижней обработанной поверхности блок-картера обычно заваривают способом наложения отжигающих валиков с дополнительной постановкой штифтов или соединительных прутков.
|